Menu Close

Экспертиза нового проекта закона об установлении семейной налоговой выплаты

Члены Общественной палаты Кузбасса продолжают работу в рамках нормативно — правовой базы над оценкой проектов законов федерального уровня. В июне 2024 года был рассмотрен проект закона «О ежегодной выплате работающим родителям, имеющим двух и более детей» (об установлении семейной налоговой выплаты). Пройдя общественную экспертизу, законопроект не рекомендован ОП КО к принятию в том виде, в котором он представлен авторами, так как на наш взгляд он имеет ряд имеет ряд замечаний. Некоторые из них:

  1. В законопроекте упоминается сначала «ежегодная выплата», затем «семейная налоговая выплата». Признак «семейной налоговой выплаты» в проекте не раскрыт.
  2. Из текста законопроекта не понятно, как раскрывается признак «работающего родителя», в т.ч. если он, например, является индивидуальным предпринимателем или самозанятым.
  3. В статье 1 законопроекта лицо имеет право на получение выплат, если им был уплачен налог на доходы физических лиц в течение года, но обязанность гражданина по уплате НДФЛ в год предшествующий обращению за выплатой, могла и не наступить, и налог мог быть не уплачен, поскольку было реализовано право на налоговый вычет.
  4. Пунктом 2 законопроекта право на получение семейной налоговой выплаты возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Указанная норма содержит неопределенность для случаев, когда родители, находящиеся в браке, проживают в разных субъектах РФ.
  5. В пункте 3 статьи 1 законопроекта указывается, что налоговая выплата осуществляется каждому из родителей. Это создает неопределенность в критериях соответствия каждого из родителей. (см. п. 4 настоящего заключения).
  6. В пункте 3 статьи 1 законопроекта установлено, что выплата осуществляется при отсутствии у родителей задолженности по уплате алиментов. В этой связи не ясно, если задолженность есть только у одного из супругов, есть ли право на такую выплату у второго супруга?Неясным также является каким образом имеющаяся задолженность по алиментам, связана с идеей законопроекта о поддержке родителей, имеющих 2-х и более детей? Также задолженность по алиментам может быть нереальной ко взысканию, просроченной, либо минимальной – (50 копеек).
  7. Пункт 3 статьи 1 законопроекта предусматривает условие выплаты для обучения детей в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения. Но здесь не упоминается заочное обучение и дополнительные образовательные программы. И основанием для выплаты не является простое наличие у родителя двух и более детей, если они по какой-то причине не являются учащимися. Например, дети-инвалиды.
  8. Согласно пункту 5 статьи 1 законопроекта размер ежегодной выплаты определяется в виде разницы между суммой уплаченного налога на доходы физических лиц за год и суммой налога на доходы физических лиц, рассчитанного с того же дохода по ставке 6 процентов «в полном объеме». Обоснование размера ставки пояснительная записка законопроекта не содержат.
  9. В пункте 7 статьи 1 законопроекта предлагается: «при определении права на семейную налоговую выплату учитывается наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества». Вместе с тем непонятно, каким образом предлагается «учитывать» наличие такого имущества в позитивном или негативном аспекте. Какое конкретно движимое имущество предлагается «учитывать»?
  10. В пункте 3 статьи 4 законопроекта указано, что в состав семьи, учитываемый при определении права на семейную налоговую выплату и при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении. Законопроект не предоставляет необходимых пояснений, почему в этом случае родители не могут получить выплату и почему «нахождение на полном государственном обеспечении» одного ребенка расценивается как достаточное, если все иные критерии дохода семьи с учетом прожиточного минимума являются минимальными.
  11. Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 4 законопроекта из состава семьи подлежат исключению «несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под опекой (попечительством) заявителя, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, состоящие в браке». Указанная формулировка некорректна, согласно ей все несовершеннолетние дети не могут быть включены в состав семьи.

С учетом изложенного, большинство рецензентов пришли к выводу о том, что проект нуждается в серьезной концептуальной и правовой доработке.

Яндекс.Метрика