Эксперты и члены Общественной палаты Кемеровской области провели общественную экспертизу проекта федерального закона № 606539-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к распространению рекламы алкогольной продукции».
Авторы законопроекта предлагают признать утратившими силу нормы федерального закона «О внесении изменений в статью 21 ФЗ «О рекламе», которые отменяют с 1 января 2019 года возможность рекламировать пиво и напитки на его основе во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований и на спортивных телеканалах. Они также предлагают исключить другие нормы из законодательства РФ, отменяющие с 1 января 2019 года возможность размещения рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, в периодических печатных изданиях и предусмотреть возможность размещения рекламы пива на телевидении и радио с 23 до 7 часов.
По мнению членов и экспертов региональной Общественной палаты, предлагаемое в законопроекте регулирование не должно отрицательно отразиться на продолжительности здоровой жизни граждан, но однако оно и не способно увеличить долю лиц, ведущих здоровый образ жизни в Российской Федерации. Прогнозирование увеличения доли лиц, ведущих здоровый образ жизни, маловероятно из-за отсутствия связи между рекламой пива (напитков на его основе) и пропагандой здорового образа жизни.
Для достижения целей увеличения продолжительности здоровой жизни граждан более эффективными будут являться активная профилактика употребления некачественной алкогольной продукции, а также ограничение продажи «пивных напитков» и «напитков, изготавливаемых на основе пива», введение на законодательном уровне более точного определения, позволяющего отделить качественный алкогольный «пивной напиток», который является настоящим пивом, произведённым с соблюдением рецептуры, от «пивного напитка», который является на самом деле коктейлем из этилового спирта, концентрированного сока и иных примесей, однако может продаваться без ограничений в любой торговой точке.
Также для более здорового образа жизни необходимо полностью изменить подход к допуску на торговые полки соков. Зачастую под видом натуральных соков продаётся разведённый водой концентрат, который повышает содержание сахара в крови и не вызывает никакого положительного эффекта для граждан, желающих вести здоровый образ жизни.
В Общественной палате Кемеровской области полагают, что вероятность увеличения потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, существенно повысится. Вся рекламная компания пива побуждает желание его употребить. Проведенный в 2018 году в России чемпионат мира по футболу это наглядно показал, так как «титульный спонсор» не только получает гарантированное эфирное время, но и рынок сбыта продукции среди болельщиков.
Реклама пива должна демонстрироваться поздно вечером и ночью, во избежание ее просмотра детьми и подростками. Члены и эксперты региональной Общественной палаты убеждены в том, что реклама пива мотивирует у молодежи алкогольное гедонистическое поведение. Она способствует увеличению сбыта пива, что противоречит целям государства по формированию здорового образа жизни и увеличению продолжительности жизни населения.При этом пивной алкоголизм – один из самых опасных и трудноизлечимых: пенные напитки не воспринимаются как серьёзный алкоголь, и от них быстрее формируется психическая зависимость.В результате предлагаемое в проекте федерального закона регулирование увеличит масштабы потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Потребление пива после сокращения 2013-2016 гг. впервые показало рост, достигнув по итогам 2017 года 738,9 млн декалитров (рост на 4,5% в годовом выражении). Объем производства пива в России в 2017 году составил 745,6 млн, что на 2,4% выше уровня 2016 года. Рост производства обусловлен, прежде всего, восстановлением потребительского интереса к пиву. Эта тенденция подтверждается и ростом поставок импортной продукции, объем которой увеличился по итогам 2017 года на 47,7%. Спад производства в 2013-2016 гг. был обусловлен резким повышением акциза на алкогольные напитки, введением ЕГАИС, что повлекло за собой сокращение количества игроков и производителей на рынке, сокращение спроса со стороны потребителя и переход на более крепкие алкогольные напитки.
В сентябре 2018 года на территории Кузбасса имелось 1812 пивных точек. Из них в Кемерово – 472, а в Новокузнецке – 255 объектов. Их количество связано с доходностью бизнеса, спросом, небольшими вложениями и отсутствием необходимости получать лицензию. Для такого вида деятельности достаточно подать уведомление в территориальный орган Роспотребнадзора. По информации Администрации Кемеровской области, в 2015 году на долю пива приходилось 84,8% от всей алкогольной продукции, которую употребляли кузбассовцы. В 2016 году эта доля выросла до 86,6%, а в 2017 году составила 86,4%.
По мнению Общественной палаты Кемеровской области, социальную оправданность в снятии ограничения на рекламу пива и пивных напитков найти достаточно сложно. В пояснительной записке основное внимание уделено всемирной практике проведения крупных спортивных мероприятий, а также снижению количества потребляемого в России пива, начиная с 2002 года. Однако реальные причины снижения потребления, его динамика по территориям России, латентность полученных цифр не анализируются. Но если предположить, что уровень снижения потребления пива достигнут, в том числе, из-за запрета его рекламы, тогда предлагаемый законопроект контрпродуктивен.
Не следует забывать, что алкоголизация населения – это явление социальное, и реклама пива может быть воспринята как одобрение его употребления. Этот момент оставлен авторами проекта без внимания, профессиональные оценки ученых-наркологов в материалах не приведены. Таким образом, снятие запрета на рекламу пива социально не оправдано.
По мнению членов и экспертов региональной Общественной палаты, предлагаемые в законопроекте новации не приведут к развитию общественных отношений в сфере спорта.
Во-первых, не понятно о каких «общественных отношениях» идет речь.
Во-вторых, в законопроекте по сути идет речь об изменении способа проведения рекламной кампании пива, и если изменения будут приняты, это приведет к двум очевидным результатам: а) увеличению сумм спонсорских контрактов для производителей пива, б) увеличению выручки рекламодателей, производителей рекламы и устроителей спортивных мероприятий.
В-третьих, вопрос развития общественных отношений является опосредованным и второстепенным и находится в компетенции лиц, получивших выгоду от продаж пива, от продажи рекламы, от организации спортивных мероприятий. Рекламодатель в любом случае будет руководствоваться не государственной политикой, а маркетинговой стратегией «бренда», обелением негативных факторов употребления алкоголя реализацией спорториентированной стратегии. Его помощь на развитие отечественного спорта законодательством РФ и рассматриваемым законопроектом не предусмотрена и если будет осуществляться, то эпизодически и в режиме доброй воли.
В-четвертых, если бы такая реклама была реальным двигателем общественных отношений в сфере спорта, такие примеры имелись бы, и в первую очередь из практики проведения таких соревнований в России. Однако такие примеры отсутствуют.
В-пятых, на взгляд членов и экспертов региональной Общественной палаты, отличительной чертой законотворчества должна быть предсказуемость и системность политики государства. Трудность исполнения рекламного контракта с производителем пива при проведении спортивных мероприятий в 2019 году не должна изменять приоритеты государственной политики России по сохранению нации.
В-шестых, полагают эксперты, иные, «не пивные» спонсоры также принимают важное участие в развитии общественных отношений в России в течение длительного периода. Спорт и реклама пива, считают в Общественной палате Кемеровской области, вообще не должны быть взаимосвязаны!
В настоящее время востребовано развитие детско-юношеских соревнований, что требует увеличения их финансирования органами власти субъекта РФ, органами местного самоуправления. На взгляд экспертов, деньги от рекламы пива останутся в спортивных федерациях, международном олимпийском комитете или на телеканалах, осуществляющих трансляцию соревнований. Предлагаемые в законопроекте меры не являются единственно возможным источником финансирования физкультурно-спортивных организаций, и их экономическая поддержка может быть осуществлена организациями, имеющими большую социальную направленность, чем производители пива. Должно быть федеральное, региональное и др. финансирование, чтобы как можно больше людей приобщать к бесплатному занятию спортом. А поскольку такое финансирование отсутствует, физкультурно-спортивные организации в целях дальнейшего развития вынуждены идти на сотрудничество с пивоваренными компаниями.
В региональной Общественной палате полагают, что правовые пробелы, коллизии, а также коррупциогенные факторы в законопроекте исключены. В целом терминология законопроекта доступна и понятна, за исключением термина «напиток, изготавливаемый на основе пива». Необходимо исключить из состава напитков, изготавливаемых на основе пива, алкогольные коктейли и прочую продукцию низкого качества. Представляется, что сроки введения законопроекта, если он будет принят, должны быть скорректированы.
Кроме того, у экспертов возникают вопросы: будет ли законопроект, в случае его принятия, иметь обратную силу, в том числе для возбужденных дел по административным правонарушениям? На какие по сроку возникновения правоотношения он будет распространяться? Нужен ли будет переходный период для приведения в соответствие с ним ряда заключенных и действующих договоров?
В Общественной палате Кемеровской области полагают, что закон должен быть рамочный, только для целей выполнения международных обязательств Российской Федерации на период проведение международных соревнований. В целом члены и эксперты региональной Общественной палаты законопроект не поддерживают и считают, что предложенный законопроект не может быть принят в связи с отсутствием необходимости в нем.