Menu Close

05.04.2017

В рамках проведенной общественной экспертизы члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области пришли к единому мнению, что проект федерального закона №60052-7 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» проработан качественно: введенные понятия и процедуры четко определены, правовые пробелы отсутствуют.

Общественная палата Кемеровской области совместно с представителями ГУ МЧС России по Кемеровской области провела общественную экспертизу проекта федерального закона № 60052-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ».

По экспертному мнению Общественной палаты Кемеровской области, рассматриваемый законопроект и нормативные правовые акты, подлежащие принятию в его развитие, восстанавливают государственное нормирование в данной сфере на межотраслевом уровне с сохранением единой системы управления силами, установлением единых требований к профессиональным горноспасательным службам (формированиям), как государственного стандарта обеспечения готовности к ликвидации аварий и формированием единого центра управления и контроля в лице МЧС России.

Традиционная система предупреждения и ликвидации аварий на объектах ведения горных работ основана на специализированных отраслевых горноспасательных службах – военизированных горноспасательных частях. Основой системы реагирования является широкая сеть базовых подразделений, которые содержат каждый обслуживаемый объект (первый эшелон реагирования).

Как считают в Общественной палате Кемеровской области,централизация управления в данной сфере является не только неотъемлемой частью эффективной ликвидации аварий, но и позволяет за счет единого управления и взаимодействия подразделений обеспечить гарантированное сосредоточение в кратчайшие сроки необходимого количества сил и средств в любом регионе Российской Федерации.

«Данное обстоятельство позволяет сократить затраты каждого объекта на текущее содержание сил в межаварийный период  и обеспечить максимально оперативную и эффективную ликвидацию аварий, сокращая тем самым экономический ущерб предприятия. Гарантированная достаточность сил обеспечивается за счет единой системы взаимодействия и управления», – уверены члены и эксперты региональной Общественной палаты.

Как подчеркнули специалисты Главного управления МЧС России по Кемеровской области, в 2010 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2010 №554, принято решение объединить отраслевые ВГСЧ в единую межотраслевую службу и передать под руководство МЧС России для более эффективного использования и качественного развития. При этом отраслевые нормативные требования отменены, а равноценные межотраслевые, в связи с отсутствием законодательных оснований, не установлены. Кроме того, не внесены изменения в систему аттестации (не смотря на передачу МЧС России функций по управлению силами, соответствующие полномочия по контролю (аттестации) от отраслевых Министерств не переданы). В данных условиях инструменты контроля практически отсутствуют, возникла неопределенность полномочий и ответственности органов государственной власти в данной сфере.

«Учитывая потенциальную аварийную опасность эксплуатируемых объектов, а также многократный положительный опыт ликвидации аварий силами ВГСЧ, руководители горнодобывающих предприятий Кузбасса заинтересованы в сохранении традиционной системы ВГСЧ, – считают в ГУ МЧС России по Кемеровской области. –  При этом установление Правительством Российской Федерации, в развитие законопроекта единых требований и порядка расчета стоимости формирует прозрачность условий финансирования».

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области отметили, что указанные меры сформируют условия для гарантированной готовности к ликвидации любых видов и масштабов аварий на объектах ведения горных работ с оказанием своевременной эффективной и квалифицированной помощи работникам горнодобывающих предприятий».

 «Реализация законопроекта позволяет устранить существующий правовой вакуум, внести определенность в нормативные требования и сформировать прозрачные механизмы финансового обеспечения, -считают в региональной Общественной палате. – При этом предусмотренное федеральным законопроектом сохранение собственных служб, созданных горнодобывающими предприятиями, а также служб, ранее уполномоченных Правительством Российской Федерации на выполнение горноспасательных работ с встраиванием их в систему реагирования ВГСЧ, позволит легализовать их деятельность, не меняя концептуально существующей системы».

По общему мнению, рассматриваемый законопроект не повлечет каких-либо существенных последствий для горнодобывающих предприятий, соблюдавших требования к организации горноспасательного обслуживания, установленные для ВГСЧ. Залогом этого является работа, проводимая совместно с горнодобывающими предприятиями по актуализации нормативных требований к профессиональным горноспасательным службам и порядку расчета стоимости горноспасательного обслуживания. Горнодобывающие предприятия будут обеспечены гарантированным горноспасательным обслуживанием, равноценным той степени аварийной опасности, которая существует на эксплуатирующих ими опасных производственных объектах.

Кроме того, в развитие рассматриваемого законопроекта предусматривается установить Правительством Российской Федерации,  требований к составу, структуре, комплектованию, оснащению и постоянной готовности профессиональных АСФ, осуществляющих горноспасательные работы. Следует отметить, что в соответствии с поручениями Председателя Правительства Российской Федерации и рекомендациями Совета Федерации ФС Российской Федерации, после принятия законопроекта будут внесены изменения: в Указ Президента от 11.07.2016 №868 в части наделения МЧС России полномочиями по контролю (надзору) за деятельностью профессиональных горноспасательных служб и в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1091 в части закрепления за аттестационными комиссиями МЧС России исключительных полномочий по аттестации на право ведения горноспасательных работ. Как считают в Общественной палате Кемеровской области, указанные меры являются исчерпывающими для дальнейшего эффективного функционирования системы реагирования в данной сфере и установления эффективных механизмов нормативного регулирования и контроля.

«Рассматриваемая редакция федерального законопроекта в совокупности с мерами нормативного регулирования, достаточна для регулирования правоотношений в указанной сфере. Его принятие не только не приведет к возникновению правовых пробелов и коллизий в регулировании соответствующих правоотношений, но является необходимым условием для их устранения, – уверены в Общественной палате Кемеровской области. –  Представленные разработчиком сведения свидетельствуют о расширенном, в том числе общественном обсуждении законопроекта, за рамками минимально необходимых регламентных процедур, что позволило заинтересованным сторонам прийти к взаимному пониманию актуальности и обоснованности принимаемых решений и  взаимному согласию в данном вопросе».

Scroll Up
Яндекс.Метрика