Menu Close

07.08.2012

Общественная палата Кемеровской области предлагает ознакомиться с результатами мониторинга деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере работы с детьми-инвалидами, сиротами, выпускниками детских домов, проведенного Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области.
Согласно п. 2.1 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных указанным Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст.31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
«Социально ориентированной» может быть признана некоммерческая организация, если в соответствии с учредительными документами она осуществляет такие виды деятельности, как:
1) социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
Некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере работы с детьми-инвалидами, сиротами, а также выпускниками детских домов могут быть включены в число социально ориентированных, поскольку среди видов деятельности, закрепленных их учредительными документами, центральное место занимают именно социальная поддержка и защита граждан (в данном случае граждан определенной целевой категории), профилактика социально опасных форм поведения граждан (в большей части распространяется на детей-сирот и выпускников детских домов), а также благотворительная деятельность и деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
В ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области (далее – Управление) содержатся сведения о 16 некоммерческих организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере работы с детьми – инвалидами, сиротами, выпускниками детских домов.
Указанные некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Кемеровской области, созданы преимущественно в организационно-правовой форме «некоммерческий фонд» (7), 6 некоммерческих организаций имеют организационно правую форму «общественная организация», 2 являются «общественными фондами», а также 1 «учреждение» осуществляет деятельность в сфере обучения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По территориальной сфере деятельности социально ориентированные общественные объединения делятся на местные (4) и региональные (4). Все они являются самостоятельными юридическими лицами и не входят в структуру иных некоммерческих организаций. Некоммерческие же фонды и учреждение вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации, однако согласно материалам учетных дел ограничиваются территорией Кемеровской области.
Проблемами детей-инвалидов и детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, требующие особого внимания со стороны общества и государства, занимаются 10 социально ориентированных некоммерческих организаций, действующих на территории Кемеровской области. Превалирование и рост числа некоммерческих организаций данной категории связан с тем, что за последние 5 лет резко ухудшились показатели детского и подросткового здоровья в Российской Федерации. А отсутствие государственной программы в этой сфере ведет к тому, что общество самостоятельно берет на себя функции по сохранению детского здоровья и оказанию помощи и поддержки семьям, имеющим тяжело больных детей и детей-инвалидов.
Основными целями создании и видами деятельности таких некоммерческих организаций является привлечение общественного внимания к проблеме больных детей, содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни, социальная поддержка и защита детей-инвалидов, содействие в их социальной реабилитации, оказание материальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, содействие в сборе средств для лечения и реабилитации больных детей, улучшение морально-психического состояния больных детей, содействие созданию благоприятных условий для жизни таких детей, содействие в получении образования детьми-инвалидами, оказание материальной помощи медицинским учреждениям (в том числе медицинскому персоналу), оказывающим медицинскую помощь и осуществляющим реабилитацию профильных больных, а также научно-исследовательским учреждениям, работающим в данной сфере, участие (путем оказания благотворительной помощи) в обучении и повышении квалификации профильного медицинского персонала, учреждение грантов для такого персонала в целях стимулирования, повышение качества лечебно-профилактической помощи, организация и проведение конференций, семинаров, симпозиумов, выставок школ по профильным заболеваниям и т.п.
Кроме того, некоторые из социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере детской инвалидности, одновременно уделяют внимание проблемам сиротства и здоровья детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, данное направление не является для них приоритетным, а лишь сопутствует решению проблем детей-инвалидов, живущих в семьях.
Вторая по численности группа (4) социально ориентированных некоммерческих организаций направляет свои усилия на решение проблем сиротства в современном обществе, в частности, в Кемеровской области. Несмотря на сокращение количества детских домов и приобретающую все большую популярность семейную форму воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (опекунские семьи), проблема сиротства, в том числе социального, по-прежнему остро стоит перед государственном и общественностью. Количество детей-сирот, живущих в интернат-учреждениях, в Кемеровской области постепенно сокращается, однако основной целью данной категории социально-ориентированных некоммерческих организаций является сведение этого показателя к нулю.
Кроме того, некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность в сфере работы с сиротами, беспризорниками, детьми, оставшимися без попечения родителей, выпускниками детских домов, преследуют следующие цели и осуществляют следующие виды деятельности: организация тематических телевизионных программ; содействие разработке и осуществлению общероссийских, региональных и местных программ, социальной базы развития, воспитания, образования, здравоохранения, досуга, коммуникации и социализации детей; разработка и реализация самостоятельных программ общероссийского значения, участие в обследовании условий обеспечения прав детей на жизнь, воспитание, образование, выбор профессии, жилище, медицинское обеспечение и досуг; принятие необходимых мер для решения проблем нуждающихся детей; организация общественного попечительства над домами ребенка, детскими домами, интернатами и специальными учебно-воспитательными учреждениями, оказание помощи больницам и санаториям для детей-инвалидов и больных хроническими и неизлечимыми заболеваниями; содействие усилению общественного внимания к судьбам и устройству выпускников детских интернатных учреждений, оказание им необходимой помощи и поддержки, улучшение системы усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствование развитию семейных детских домов; организация выявления особо одаренных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, оказание помощи в создании необходимых условий для раскрытия их талантов; выступление с инициативами по вопросам, связанным с проблемами сиротства; проведение благотворительных мероприятий; организация и проведение конференций, семинаров, тематических вечеров, творческих встреч и других мероприятий и т.п.
Перечисленные мероприятия направлены на формирование полноценного гражданского общества, путем укрепления роли семьи в обществе и искоренения такого социального явления, как сиротство.
Три из зарегистрированных социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляют деятельность одновременно по нескольким направлениям. Так, деятельность Кемеровской областной общественной организации инвалидов, бывших воспитанников детских домов, домов инвалидов «Надежда» направлена на оказание всех видов социального содействия инвалидам всех возрастов, включая детей, их родителей, членам их семей, опекунам, попечителям, также на оказание помощи детям-сиротам. Некоммерческой организации «Благотворительный фонд помощи детям «Здоровье и социальное благополучие» создана для осуществления благотворительной деятельности в целях оказания социальной поддержки и защиты детей, детей-сирот, детей-инвалидов. Для достижения уставных целей Кемеровская городская общественная организация помощи детям и взрослым с нарушениями развития аутистического спектра «Интеграция» оказывает содействие в комплексной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям и взрослым, страдающим аутизмом или обладающим аутистическими четами личности.
С начала 2012 года в Управление поступило 3 заявления о государственной регистрации вновь созданных социально ориентированных некоммерческих организаций, по результатам рассмотрения которых приняты решения о государственной регистрации на основании ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (Благотворительный фонд помощи детям с врожденной патологией сердца, онкологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Здоровый малыш», Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «ВРЕМЯ ЖИТЬ», Фонд защиты детства «Найди меня, мама»).
Управление реализовывало контрольные функции в отношении некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере работы с детьми-инвалидами, сиротами, а также выпускниками детских домов, преследуя цели обеспечения функционирования зарегистрированных некоммерческих организаций в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Контрольные функции реализовывались путем анализа материалов учетных дел с целью установления соблюдения организациями требований законодательства Российской Федерации в части ежегодной отчетности, подлежащей предоставлению в Управление, а также на предмет исполнения ранее вынесенных Управлением предупреждений, анализа представленных отчетных документов на предмет соблюдения социально ориентированными некоммерческими организациями действующего законодательства, а также проведения плановых проверок деятельности указанных организаций.
Обязанность по предоставлению ежегодной отчетности (за 2011 год) в полном объеме исполнена 10 социально ориентированными некоммерческими организациями (3 некоммерческих фонда, 1 учреждение, 6 общественных объединений), что составляет 76,9% от общего количества зарегистрированных на 01.01.2012 некоммерческих организаций профильной категории (3 некоммерческих фонда зарегистрированы в течение 1 полугодия 2012 года, в связи с чем отчетность за 2011 год ими не представляется). 2 некоммерческих фонда и 1 общественная организация из числа представивших отчетные документы за 2011 год одновременно являются благотворительными, в связи с чем, наряду с отчетными документами, обязанность по предоставлению которых установлена ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», данными организациями представлены отчеты о своей деятельности в соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Поступившие отчетные документы проверялись специалистами Управления на предмет правильности их оформления, полномочий лица, подписавшего отчет, анализировалась информация, содержащаяся в отчетных документах, а также в материалах учетных дел. В результате анализа представленных отчетных документов за 2011 год нарушений выявлено не было.
Не исполнили свою обязанность по ежегодному предоставлению отчетных документов 1 некоммерческий фонд (в том числе отчет о своей деятельности в соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях») и 2 общественных объединения. В настоящее время специалистами отдела по делам некоммерческих организаций Управления принимаются все возможные меры к понуждению данных некоммерческих организаций к исполнению своих обязанностей в полном объеме.
С начала 2012 года Управлением проведено 2 проверки социально ориентированных некоммерческих организаций на предмет соответствия их деятельности уставным целям и действующему законодательству Российской Федерации (Беловский Городской Общественный Фонд помощи детям – инвалидам «РУКА ПОМОЩИ», Кемеровская городская общественная организация матерей детей-инвалидов «БлагоДать»).
В целом деятельность обеих некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, соответствует целям, предусмотренным уставом. Однако, нарушения действующего законодательства были выявлены Управлением в обоих случаях (противоречие отдельных положений устава действующему законодательству, непредставление отчетных документов за периоды, предшествующие проверке, несоблюдение положений устава относительно порядка формирования и деятельности органов управления и контроля, отсутствие баланса и (или) сметы (финансового плана), использование символики, не зарегистрированной в установленном законом порядке, невнесение в Единый государственный реестр юридических лиц необходимых изменений/сведений, неисполнение общественным фондом обязанностей по ежегодному опубликованию отчета об использовании своего имущества и по проведению ежегодного аудита, непредставление документов для проведения проверки в полном объеме.
По результатам проведенных проверок обеим социально ориентированным некоммерческим организациям были вынесены предупреждения. В установленные сроки выявленные нарушения устранены организациями не были, в связи с чем Управлением были вынесены повторные предупреждения, сроки исполнения которых еще не наступили.
Всего в 2012 голу было вынесено 12 предупреждений в отношении некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере работы с детьми-инвалидами, сиротами, а также выпускниками детских домов. Главным основанием вынесения предупреждений стало непредставление ежегодной отчетности в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». 3 вынесенных предупреждения организациями уже исполнены, 3 предупреждения не были исполнены в установленные сроки, в связи с чем Управлением были вынесены повторные предупреждения. В настоящее время еще не наступили сроки исполнения по предупреждениям, вынесенным в отношении 6 социально ориентированных некоммерческих организаций. Кроме того, специалистами отдела принимаются меры по устному оповещению представителей некоммерческих организаций о необходимости устранения выявленных нарушений.
В связи с невыполнением в установленный срок законного предписания (предупреждения) Управлением составлен 1 протокол об административном правонарушении в отношении Кемеровской областной общественной организации «Братство сирот».
Исковые заявления о ликвидации данной категории социально ориентированных некоммерческих организаций в 2012 году Управлением в суды не направлялись.
Проведенный анализ учредительных документов и деятельности некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере работы с детьми-инвалидами, сиротами, а также выпускниками детских домов, в соответствии с действующим законодательством имеющих право на приобретение статуса социально ориентированных и соответствующей государственной поддержки, позволяет сделать следующие выводы.
Изменения, внесенные в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», безусловно направлены на упрощение работы тех некоммерческих организаций, которые действительно помогают социально незащищенным гражданам, заниматься благотворительностью или осуществляют иные виды деятельности, позволяющие отнести их к категории социально ориентированных.
Однако, практика такова, что данная категория некоммерческих организаций в Кемеровской области не использует возможность получения всех возможных форм помощи и поддержки со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Данная проблема, выраженная в неприменении законодательства на практике, на наш взгляд, может быть вызвана рядом причин.
Одним из главных препятствий в налаживании продуктивного взаимодействия общественности и государства по-прежнему остается обособленность некоммерческого сектора, выраженная в нежелании и неумении построения диалога с государством. Что в свою очередь является следствием недостаточности навыков «общественников» в сфере планирования, четкого выражения своих идей и нужд, в которых государство способно оказать помощь.
Второй причиной нереализованности правовых норм, призванных содействовать социально ориентированным некоммерческим организациям, зачастую является обычная правовая неграмотность представителей таких организаций или нежелание узнавать новое в данной сфере правоотношений. Однако, это обстоятельство неразрывно связано с недостаточностью информирования общественности со стороны государства.
Кроме того, по-прежнему имеют место случаи, когда формально по своему юридическому статусу организация может быть некоммерческой, тогда как фактически таковой не являться, а заниматься не предусмотренной законом для данного вида юридических лиц деятельностью. Либо зарегистрированные некоммерческие организации, обладающие признаками социально ориентированных, вообще не осуществляют деятельность, предусмотренную ее учредительными документами. Данное обстоятельство приводит к тому, что формально существует большое количество зарегистрированных «социально ориентированных» некоммерческих организаций, однако на практике за получением предусмотренных льгот и иных видов помощи в органы государственной власти и местного самоуправления обращаются единицы. Искаженные указанными обстоятельствами статистические данные говорят о «мертоворожденности» правовых норм в обозначенной сфере правоотношений между государством и общественностью, что не является в полной мере действительностью.
По мнению Управления, в целях повышения эффективности работы правовых норм в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций между государством и общественностью должен быть налажен постоянный диалог, информационное поле в данной сфере должно быть шире. Доступность и открытость для обеих сторон должна стать основным принципом совместной работы, направленной на построение полноценного гражданского общества, способного оказать необходимую помощь социально незащищенным слоям населения, в том числе детям-инвалидам, сиротам, а также выпускникам детских домов.
 
Scroll Up
Яндекс.Метрика