В июле 2024 года в рамках нормативно — правовой базы Общественной палатой Кузбасса был рассмотрен проект закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (об особенностях регулирования труда спортсменов и тренеров с учетом конкретизации правового статуса профессиональных спортивных лиг, объединяющих российские и иностранные профессиональные спортивные клубы)
Пройдя общественную экспертизу, законопроект не рекомендован экспертной группой Общественной палаты Кемеровской области — Кузбасса к принятию в том виде, в котором он представлен авторами, так как по мнению рецензентов в нём имеются ряд позиций, на которые стоит обратить внимание.
- В части 2 ст. 3485 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) законопроектом предлагается следующая формулировка: «…Отстранение работодателем спортсмена, участвующего в отдельных официальных спортивных соревнованиях, …….. осуществляется только на основании решения соответствующей профессиональной спортивной лиги, …., а также иными нормами.». Фраза «.., а также иными нормами…» является неконкретной, так как не позволяет выстраивать иерархию правовых актов и их отраслевую принадлежность.
- В части 2 статьи 34812 ТК РФ, авторами предлагается текст вносимых изменений: «…В трудовых договорах с отдельными категориями спортсменов, тренеров могут быть предусмотрены условия об обязанности спортсменов, тренеров предупреждать работодателей о расторжении трудовых договоров по их инициативе (по собственному желанию) в срок, превышающий один месяц, если нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями …., для этих категорий спортсменов, тренеров установлены ограничения перехода (условия перехода) в другие спортивные клубы или иные физкультурно-спортивные организации, предусматривающие сроки предупреждения о переходе, превышающие один месяц…».
Здесь не совсем понятна логико-правовая связь между ограничениями перехода и сроками уведомления работодателей о расторжении трудового договора. Предлагаемая норма не раскрывает понятие «ограничения перехода». Более того, если переход запрещен, почему срок для уведомления работодателя должен быть более одного месяца?
Далее, нормы никак не увязывают сроки уведомления с ограничениями перехода, если последние имеют какую-либо календарную привязку.
«Условия перехода» также не раскрываются и связь с уведомлением работодателя не обосновывается.
Непонятны правовые последствия от введения указанной нормы, в этой связи возникает вопрос, что она даёт трудовым отношениям?
И наконец, неясны правовые последствия несоблюдения в будущем работником и работодателем предлагаемой нормы. Если работник уведомит менее чем за месяц, какие правовые последствия последуют в отношении него? Может ли работодатель игнорировать заявление или рассчитать собственный срок для расторжения договора?
- Статья 2 законопроекта предусматривает введение его в действие с момента опубликования, однако вопрос по длящемуся правоотношению законопроект не регулирует.
Все замечания, высказанные в рамках проведенной общественной экспертизы были направлены в аппарат Общественной палаты России для изучения и дальнейшей работы.