Menu Close

27.04.2019

Эксперты и члены Общественной палаты Кемеровской области провели общественную экспертизу нормативных документов по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Экспертами и членами Общественной палаты Кемеровской области проведена общественная экспертиза трех проектов нормативных правовых документов:

— федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об утверждении порядка дополнительного финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета отдельных направлений деятельности, осуществляемых общественными организациями, которые уполномочены на проведение поисковой работы»;

— постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка дополнительного финансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета отдельных направлений деятельности, осуществляемых общественными организациями, которые уполномочены на проведение поисковой работы» (далее – проект постановления);

— приказа Министерства обороны Российской Федерации «Об установлении Порядка взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества, Порядка проверки сведений, которые содержатся в поименных списках лиц, погибших при защите Отечества, и используются при нанесении надписей на мемориальные сооружения и объекты, а также Перечня указываемых на мемориальных сооружениях и объектах сведений о лицах, погибших при защите Отечества» (далее – проект приказа).

При анализе указанных документов мнения членов и экспертов региональной Общественной палаты разделились. Одни считают, что принятие указанных документов обоснованно и своевременно. Другие наоборот, что представленные проекты документов недостаточно проработаны. Это выражается в следующем:

1. Строительство сооружения на месте каждого найденного захоронения, его последующее содержание и обслуживание повлечет существенные и регулярные затраты. И если территория не относится к месту решающих боевых столкновений, то устраивать мемориальные сооружения нецелесообразно, эффективнее ограничиться памятным скорбным/почётным знаком, а найденные останки захоронить на одной отдельно выделенной территории, за которой экономичнее организовать уход и содержание. Иначе строительство, обслуживание, выделение грантовой поддержки для этих целей может повлечь реализацию коррупционных рисков.

2. Не раскрываются понятия, отличие значений местного и регионального воинских захоронений.

3. Подзаконный нормативный акт Министерства обороны РФ не вправе изменять установленные федеральными законами обязанности органов местного самоуправления.

4. Изменения в статью 11 Закона РФ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» вызывают следующие замечания.

4.1. Кадастровый учет в Российской Федерации осуществляется только специализированным федеральным органом исполнительной власти – Россреестром Российской Федерации, значит, эта функция не может быть передана органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

4.2. Воинское захоронение не является объектом недвижимого имущества до придания ему специального статуса объекта культурного наследия, либо строения (сооружения) как объекта недвижимого имущества (статьи 130, 131 ГК РФ). Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не содержит понятия «воинских захоронений» ни в отношении самостоятельных объектов недвижимости, ни в отношении признаков иных объектов недвижимости.

4.3. Формулировка «на территориях, сопряженных с воинскими захоронениями, отнесенными к объектам культурного наследия» противоречит Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» поскольку полномочие по определению порядка организации зон охраны, отнесено к полномочиям федеральных органов власти Российской Федерации (ст. 9).

4.4. Необходимо сопоставить нормы законопроекта с нормами Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», так как указанный федеральный закон содержит порядок признания объектов культурного наследия, их охрану, внесение в реестр, учет.

5. В пункте 4 и пункте 9 приложения 2 проекта приказа Минобороны усматриваются противоречия, которые необходимо привести в соответствие.

6. Следует учитывать, что в некоторых случаях установление точной даты смерти/гибели (не только года, месяца) не представляется возможным, тогда как в приложении 3 проекта приказа Минобороны дата гибели обозначена как обязательная составляющая сведений о погибшем.

7. Существенно ограничено участие общественных организаций в данном процессе, т.к. все функции по регулированию взаимодействия с общественностью возложены на Росмолодежь, что негативно отразится на результате нововведений.

8. Необходимо подготовить методические рекомендации и провести обучение со специалистами муниципалитетов по правильности составления запроса в архивные и иные организации.

9. Уделить необходимое внимание ранее высказанному общественностью пожеланию о едином стандарте памятника (мемориалов) погибшим при защите Отечества лицам. Этот вопрос в проекте документов отсутствует.

Яндекс.Метрика