Комиссия Общественной палаты Кемеровской области по экологии и охране окружающей среды провела расширенное заседание по теме «Оптимизация стратегии развития угольной отрасли: экологические проблемы»
В работе комиссии приняли участие члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области, депутаты областного совета, специалисты департаментов лесного комплекса, природных ресурсов и экологии, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Дирекции особо охраняемых природных территорий, представители муниципальных образований, угольных компаний, ученые-экологи, общественники. Участники заседания обсудили темы сохранения природной среды и экологического каркаса как условия качества жизни населения при увеличения годовой угледобычи.
Развитие угольной промышленности в Кузбассе происходит быстрыми темпами. Стратегией развития Кузбасса предусмотрен рост добычи угля, к 2035 году она будет составлять около 370 млн в год, это более чем на 50% превышает нынешний уровень. 65% угля сегодня – доля открытых горных работ, из-за этого на территории области много нарушенных земель.
На территорию будущих горных работ попали реликтовые липовые леса, русла крупных рек Кузнецкого Алатау, Горной Шории и Салаирского кряжа, а также степные, водно-болотные и солонцовые участки Кузнецкой котловины. Негативное влияние угледобычи может привести к тому, что на большей части территории области жизнь населения не будет соответствовать экологическим нормативам.
Как сохранить благоприятную окружающую среду при запланированной годовой добыче угля до 370-400 млн тонн, если сейчас при добыче 250 млн тонн наблюдается деградация природной среды, загрязнение воздушного и водного бассейнов, утрата почвенного слоя? В России сегодня не созданы условия для успешной конкуренции экологически ответственного бизнеса, выгоднее работать с нарушением природоохранного законодательства, нет обязательств по рекультивации нарушенных земель на основе наилучших доступных технологий. Затраты, которые несут угольные предприятия по созданию ООПТ – это разовые несистемные пиар-акции.
Для управления рисками необходимо уходить от деклараций, подключать экспертное сообщество, необходима разработка региональной программы экологического оздоровления с учетом сохранения природных экосистем и биоразнообразия, внедрения ресурсосберегающих технологий, восстановления биоразнообразия на основе НДТ, снижения уровня загрязняющих веществ, совершенствования корпоративных политик и социальной отчетности, участия в национальном проекте «Экология» и федеральном проекте «Сохранение биоразнообразия». Механизмы управления рисками существуют, на федеральном уровне условия не разработаны, поэтому региональном уровне их необходимо совершенствовать и внедрять.
Чтобы сохранить экологический каркас, предлагается исключить ряд территорий из хозяйственной деятельности человека – это 12 территорий с высоким экологическим разнообразием и 4 озерные системы в Промышленновском районе. Такие действия позволяют создавать ООПТ в плановом порядке. Однако часть уязвимых природных участков находятся на месте перспективных месторождений, и создание там ООПТ также невозможно. Часть видов краснокнижных животных обитают на территориях, которые вовлекаются в угледобычу без каких-либо проблем. Также зачастую горные выработки и другие объекты нарушают пути миграции животных. Ученые-экологи считают, что для сохранения экологического каркаса нужно также повысить качество научных исследований, создать цифровую модель развития угольного предприятия и геолого-экономического района Кемеровской области.
Начальник управления экологической безопасности и охраны окружающей среды АО ХК «СДС-Уголь» Любовь Тургенева проинформировала участников заседания о концепции «Чистый уголь» – комплексе мер для минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Он включает в себя применение наилучших доступных технологий на каждом производственном процессе, от геологоразведочных работ до поставки угольной продукции конечному потребителю. Применение наилучших технологий вблизи населенных пунктов позволяет избежать выброса угольной пыли, ударной волны и шума при проведении взрывных работ. Проводятся мероприятия по пылеподавлению, экологические акции. Холдинг начал эксперимент по разработке метода реставрационно-ландшафтной рекультивации – проект по сохранению популяций лилейника желтого. Это апробация новой технологии снятия и плодородного слоя почвы луговых и степных участков с высоким разнообразием флоры для переноса его на поверхность отвала вскрышных пород. Раньше таких экспериментов не проводилось, эта работа сможет претендовать на включение в справочники и государственные стандарты по НДТ.
Представители угольных предприятий отметили, что нужно установить понятные правила игры для угольщиков, общественности, контролирующих органов. Технологии для очистки сточных вод стоят миллиарды долларов, предприятия получают многомиллионные штрафы. Если бы было возможно платить 10% штрафов бюджету, а 90% под контролем общественности вкладывать в передовые экологические технологии – ситуация могла бы улучшиться.
О сохранении благоприятной окружающей среды в угледобывающем районе рассказал Андрей Параднев, заместитель главы Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области. В районе находятся 23 угольных предприятия, из них 11 разрезов. Существующая система ООПТ не в достаточной мере обеспечивает защиту от техногенного воздействия. Угольные предприятия сейчас вплотную подошли к охранной зоне Кузнецкого Алатау, добыча развивается в руслах крупных притоков Томи, что может привести к серьезным экологическим проблемам. Необходима охрана природных территорий для сохранения биоразнообразия основных притоков Томи, охрана территорий района Таргай, Новоильинки; работа по отзыву лицензии на золоторазведку в районе планируемого заказника Реликтовый. Андрей Параднев предложил ходатайствовать перед Правительством РФ с предложением разрешить размещать ООПТ в районах расположения полезных ископаемых, чтобы не допустить разрушения природных ландшафтов.
На заседании было отмечено, что на региональном уровне есть недоработки: Общественной палатой Кемеровской области была предложена внятная методика расчета ущерба уничтожения видов, внесенных в региональную Красную книгу, все профильные структуры высказались «за», кроме правового управления администрации области. Также члены Общественной палаты высказались о необходимости комплексного подхода собственников к освоению участков, который бы наносил минимальный ущерб, чтобы в результате деятельности не были стерты с лица земли целые лесные массивы.
Федеральное законодательство претерпевает очередную реформу, вводятся изменения, но на эти усовершенствования требуется время, которое очень дорого в нашей ситуации, отметили члены региональной Общественной палаты. Мы уже сейчас должны моделировать развитие добычи и что же будет с ландшафтами, как сохранить здоровье населения, добычу угля и биоразнообразие. Нужен мониторинг экологической ситуации в Кузбассе. Необходимо разработать региональную программу по сохранению биоразнообразия, содержащую конкретные мероприятия, использовать методику исчисления ущерба при нарушении природоохранного законодательства, принять на баланс администрации кемеровской области геопортал по биоразнообразию, разработанный Кемеровским филиалом ИВТ СО РАН и признанный лучшим в Российской Федерации.
Участники заседания согласились, что угольной отрасли необходимо развиваться, но куда должно идти это развитие – пока большой вопрос. Экологические вопросы региона, вопросы состояния нашего здоровья и продолжительности жизни находятся в федеральных руках. Нужно инициировать рассмотрение вопросов полномочий реализации закона об охране окружающей среды. Потребителями негативных экологических «прелестей» являются муниципалитеты, а полномочий, чтобы реагировать, у них нет. Также прозвучали предложения в области лицензирования вернуться к правилу «двух ключей» и создавать ликвидационные фонды не на угольных предприятиях, а при областной администрации.
Будущим поколениям должны достаться нормальные условия жизни. Должно быть четкое представление, куда и как должно идти развитие угольной отрасли. Нужно внести изменения в регламент распределения участков недр и предотвратить уничтожение природных экосистем, ограничить аукционную продажу месторождений целиком. Положительный эффект будет заключаться в повышении устойчивости горнодобывающей промышленности – в сохранении уникальных природных экосистем, снижении негативного воздействия на население и биоразнообразие региона, обеспечении взаимопонимания между жителями, бизнесом и органами власти.