«Система профессиональной ориентации школьников: опыт, проблемы, перспективы» стала темой расширенного заседания комиссии Общественной палаты Кемеровской области по образованию и науке.
В работе комиссии приняли участие члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области, представители областного департамента образования и науки, управления образования администрации города Кемерово, Кузбасского регионального института развития профессионального образования, высших учебных заведений, педагоги – специалисты по профориентации, психологи, социологи, представители бизнеса, занимающегося образовательными услугами.
Профориентация в области сегодня многоуровневая, ведется она и в школах, и в вузах. Тенденция такова, что зачастую выпускники выбирают вузы других регионов или, закончив местные вузы, демонстрируют высокий процент отъезда из региона. Работодатели говорят о дефиците кадров или о том, что к ним пришли незаинтересованные специалисты. Произошел сбой в системе профессиональной ориентации, который влияет на будущее и который нужно преодолеть.
О развитии, перспективах и проблемах в системе профессиональной ориентации рассказала Ирина Килина, начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования».
В Кемеровской области действует центр профориентации и постинтернатного сопровождения как структурное подразделение Кузбасского регионального института развития профессионального образования. Проводятся региональные и всероссийские профориентационные мероприятия; проходят профессиональные пробы для старшеклассников на базе техникумов и предприятий, в 2017 году такие пробы прошли 70% обучающихся. Реализуется межведомственный профориентационный проект «Сто дорог – одна моя», направленный на организацию непрерывной работы со школьниками с 1 по 11 классы. С 2013 года ежегодно проводится чемпионат WorldSkills Russia, в рамках которого идут конкурсные соревнования WorldSkills Junior для школьников. Организуются мастер-классы, экскурсии, профориентационные уроки.
Работает областной интернет-портал «Профориентир» для обучающихся, родителей и педагогов, на котором можно пройти онлайн-диагностику, получить информацию о профессиях. С 2013 года Кемеровская область входит в сеть профильных экспериментальных площадок Центра профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования». С АО «СУЭК-Кузбасс» реализуется проект по модернизации института наставничества в профессиональной образовательной организации и на предприятии. В области сформирована региональная система повышения квалификации и подготовки кадров для сопровождения профессионального самоопределения.
Однако есть и проблемы, отметила Ирина Килина: несовершенство нормативной базы в сфере профориентационной деятельности; недостаточное взаимодействие системы образования с учреждениями системы труда и занятости, реального сектора экономики; устаревшие формы профориентации, отсутствие системности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Требуется налаживание тесного партнерства школ, организаций СПО, вузов и предприятий «реальной сферы».
В областном центре работает система профессиональной ориентации школьников, включающая в себя фестивали, внеурочные занятия, экскурсии, профильное образование и профессионально ориентированную практику в общеобразовательных учреждениях. Есть и опыт предпрофессиональной подготовки, дающий дополнительные баллы при поступлении в институт культуры. Ведется работа с одаренными детьми в рамках каникулярных школ, «инженерной школы» в КузГТУ, «агрошколы» в сельскохозяйственном институте. В Кемеровском центре занятости школьники проходят тестирования, проводятся экскурсии на предприятия, идет сотрудничество с учреждениями среднего профессионального образования. У кемеровских школьников улучшаются результаты ЕГЭ: стобалльников в 2018 году выпустилось 40 человек (в 2017 г. – 21), на фоне этого растет и процент поступивших в вузы за пределами Кемеровской области: с 28,5% в 2016 году до 37,4% в 2018 году. Около четверти стобалльников остается учиться в Кемерове.
Мария Леухова, член комиссии Общественной палаты Кемеровской области по образованию и науке, проректор по молодёжной политике и общественным коммуникациям КемГУ, в своем выступлении отметила, что профориентацию в современном мире нужно начинать не со старшеклассниками, а уже с воспитанниками детских садов.
В системе непрерывного образования, которую выстроил крупнейший вуз области – подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ на базе школ области и в КемГУ, элективные курсы, профильные школы для одаренных детей, воскресные профильные школы в «малом университете». Университет выступает и как центр регионального олимпиадного движения, ведет индивидуальную научно-исследовательскую работу со школьниками, также вошел в проект «Профессиональные пробы». В КемГУ работает ресурсный центр выявления и развития талантов «Перспектива», его проекты – центр детского научно-технического творчества «Интеллектуал КемГУ», центр профессий будущего (возраст обучающихся в нем – от 5 до 58 лет). Из 28 стобалльников, оставшихся в Кузбассе, 21 поступил в КемГУ. Также в опорном университете идет работа над созданием собственного лицея. «Начинается достаточно жесткий этап межрегиональной борьбы за абитуриента, и сегодня просто необходимо сотрудничество вузов региона в модернизации образовательной деятельности», – обратилась Мария Леухова к участникам заседания.
Социологи на основании опросов школьников делают выводы, что у нынешней молодежи происходит потеря ориентиров, их трудовые интересы размыты, процесс выбора профессии часто бывает стихийным. Критерий престижности профессии – один из доминирующих при ее выборе. Основная профориентационная деятельность проводится с 8 класса, в это время большинство школьников уже определили, куда они хотят пойти учиться. Из опросов видно, что школьникам хочется, чтобы вузы «показали» им профессию, учащимся нравятся профессиональные пробы и мастер-классы, практическая работа.
Взгляд с «другой стороны», из соцсетей, по теме профориентации продемонстрировала Дина Старовойтова, исполнительный директор группы компаний «Будь Отличником», разработчик профориентационных мероприятий для школьников и взрослых. С ее точки зрения, основные профориентологи – это всё же родители, которых нужно готовить к важному разговору с ребенком о выборе профессии. Опросы в соцсетях на тему «Почему и зачем молодежь уезжает из региона?» показали, что молодежь волнуют перспективы, которые, к сожалению, родная область не всегда им может предоставить. Среди причин отъезда называют и отсутствие рабочих мест, и низкий уровень жизни, отсутствие досуга, интересных специализаций в вузах, отсутствие современной молодежной политики.
Участники заседания отметили разрыв между тем, кого готовят вузы и кто нужен работодателю, но в то же время малую заинтересованность бизнеса в решении этой проблемы, что подтверждалось отсутствием представителей работодателей на заседании комиссии. Была отмечена и большая межведомственная разобщенность: каждый делает что-то своё, нет государственной системы профориентации, служб консультирования и сопровождения. Меняется экономическая реальность, мотивация молодежи, и чтобы возник баланс между усилиями образовательных учреждений и нуждами экономики, необходимо приложить немало усилий.