Menu Close

04.09.2018

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области провели общественную экспертизу проекта федерального закона № 485876-7 «О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в части особенностей предоставления разрешения на временное пребывание в Российской Федерации иностранных граждан, являющихся близкими родственниками граждан Российской Федерации)».

Проанализировав законопроект, не все члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области высказали позитивную точку зрения относительно положения иностранных граждан, являющихся близкими родственниками граждан Российской Федерации, в части особенностей предоставления им разрешения на временное пребывание в Российской Федерации. Одни считают, что регулирование, предлагаемое в законопроекте, приведет к снижению злоупотреблений иностранными гражданами правом получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации без учета утвержденной Правительством РФ квоты, так как соответствующее разрешение будет выдаваться иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином России, в том же субъекте Федерации, в котором проживает гражданин России, являющийся его супругом (супругой), и, теоретически, положения законопроекта будут этому способствовать. Другие, наоборот, полагают, что существенного изменения не будет, т.к. в настоящее время, согласно внутренним регламентам МВД РФ, правила предоставления разрешения на временное пребывание в Российской Федерации иностранным гражданам, являющимся близкими родственниками граждан РФ, аналогичны порядку, представленному в законопроекте и чаще всего данные злоупотребления связаны не с пробелами в законодательстве, а с отсутствием должного контроля за его исполнением.

Следует отметить, что в материалах к проекту федерального закона отсутствует статистика, обосновывающая масштабы злоупотребления, но сама возможность злоупотребления и такие факты, безусловно, имеют место быть.

По мнению членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области, ограничения, предлагаемые законопроектом, не ущемят законные права и интересы иностранных граждан, так как в рассматриваемом случае основанием для обращения иностранного гражданина за получением разрешения на временное пребывание в Российской Федерации является проживание в конкретном регионе его супруги, детей или родителей, являющихся гражданами России. В этой связи трактовка предлагаемых норм как нарушающих права и свободы граждан маловероятна, поскольку нормы произвольно не ограничивают ни право на свободу передвижения, ни права на семейное общение и иные личные неимущественные права иностранных граждан. Предусматриваемые законопроектом ограничения по передвижению иностранных граждан не являются чрезмерными и дискриминационными. Они сформулированы в рамках права государства, как принимающей стороны, устанавливать специальные правила нахождения иностранного гражданина на его территории. Норм международного права законопроект не нарушает.

Для ответа на вопрос, позволит ли предлагаемое в законопроекте регулирование снизить количество фиктивных браков, необходимо, во-первых, рассмотреть конкретные статистические данные, связанные с заключением подобных браков.

Во-вторых, если подходить объективно, вводимые ограничения полностью не исключают саму возможность заключения брака, который может впоследствии оказаться фиктивным. Законопроектом фактически ограничивается территория, где такой брак может быть заключен, но каких-либо препятствий к его заключению не устанавливается.

В-третьих, законопроект принципиально не разрешает ситуацию, когда такой брак все-таки заключен, и заключен с нарушениями предлагаемых изменений и иных норм законодательства России. И в рассматриваемом законопроекте, и в Семейном кодексе РФ (глава 5), и в законе «Об актах гражданского состояния» отсутствуют нормы, запрещающие осуществлять регистрацию брака или аннулировать брак, отвечающий признакам фиктивного либо заключенного с нарушением миграционного законодательства. Все механизмы исключения негативных правовых последствий от фиктивного брака предусмотрены только после процедуры судебного разбирательства и признания брака недействительным. Между тем, полагают члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области, именно внесудебный механизм, позволяющий отказывать в регистрации брака в связи с нарушением миграционного законодательства, является реально сдерживающим для рассматриваемой ситуации.

Для сравнения, зарубежные страны уже давно борются с незаконной миграцией и брачным мошенничеством, способствующим ей. За фиктивный брак, целью которого является получение вида на жительство и социальных льгот, в Германии предусмотрена ответственность до трех лет лишения свободы и крупный штраф. В США заключение фиктивного брака с целью получения постоянного вида на жительство грозит заключением до пяти лет лишения свободы и штрафом до $250 тыс., причем как для гражданина США, так и для иностранца. В Австрии гражданин страны или лицо, обладающее постоянным видом на жительство, заключившее фиктивный брак с иностранцем, наказывается штрафом до 360 дневных заработков.

Отметим статью 7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которая содержит основания для отказа и аннулирования разрешения на временное пребывание (п. 12). Основанием для применения норм является только решение суда о признании брака недействительным. Таких решений крайне мало, а процедура судебного разбирательства длительна и неэффективна. Между тем разрешение будет выдано. Очевидно, что нормы статьи 7 указанного федерального закона, позволяющие отказывать в выдаче разрешений, неэффективны и нуждаются в усилении, однако законопроект не предусматривает ее изменений.

Вместе с тем вышеуказанная норма (ст. 7 закона № 115-ФЗ) обладает признаками коррупционной составляющей, поскольку при фактических признаках фиктивного брака она обязывает выдать разрешение, а потом его аннулировать только в случае состоявшегося судебного акта. Аналогичные замечания и по содержанию статьи 9 рассматриваемого Федерального закона.

Предлагаемые в законопроекте механизмы при должном контроле их соблюдения являются достаточными и эффективными для обеспечения соблюдения законодательства о порядке выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание.

Изменения в статьи 6 и 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», по мнению членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области, правомерны и рассчитаны на укрепление как суверенитета, так и территориальной целостности России. Правовые пробелы в законопроекте не усматриваются. Вопросы, понятия и процедуры, требующие урегулирования, отражены в полном объеме. Введенные понятия и процедуры определены четко. Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования не усматриваются. Однако, проект федерального закона нуждается в дополнении нормами, позволяющими оперативно во внесудебном порядке решать вопрос с фиктивным браком и последствиями его заключения.

Общественная палата Кемеровской области полагает, что законопроект, регулирующий правовые положения иностранных граждан в Российской Федерации, может быть рекомендован к принятию с учетом вышеизложенных дополнений.

Яндекс.Метрика