«Никакое недропользование на территории реликтовых липовых лесов недопустимо. Нет никакой необходимости разрушать формацию липовых лесов ради нескольких килограммов золота», – уверены члены Общественной палаты Кемеровской области. Такое мнение они высказали на заседании круглого стола «Российской газеты» «Проблемы и перспективы использования уникальных природных территорий Кузбасса: промышленное освоение или защита?»
В селе Кузедеево Новокузнецкого района прошел круглый стол по вопросу сохранения липовых лесов, на территорию произрастания которых предпринимателям выданы лицензии на разведку россыпного золота. В обсуждении проблемы приняли участие представители районной и сельской администраций, местные жители, ведущие ученые-экологи из Кемерова и Новокузнецка, в числе которых – члены Общественной палаты Кемеровской области: заместитель председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды, доктор биологических наук Андрей Куприянов и председатель Общественного совета при департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области, доктор биологических наук Юрий Манаков.
Ученые отметили, что липовая роща является уникальным природным объектом, чудом сохранившимся на территории Сибири, которая 120 тыс. лет назад была покрыта ледником. Липа сибирская – реликтовое растение Алтае-саянской горной системы, единственный представитель широколиственных деревьев. Мониторинговые исследования, проведенные специалистами Кузбасского ботанического сада, помогли понять, что липа сохранилась в Горной Шории только в одном месте благодаря особым климатическим условиям: температура на поверхности почвы никогда не опускается ниже 0 градусов, а на глубине 15 см она всегда положительная. Это дает возможность растению свободно переживать суровые сибирские зимы и вегетативно размножаться. Но малейшее изменение экологических параметров среды приведет к гибели теплолюбивых деревьев и всего биологического разнообразия, которое сопутствует липовым лесам. Поэтому никакое недропользование в данном районе недопустимо.
Добыча россыпного золота в руслах рек и водоразделах ведется путем создания водоотводных каналов и промыванием речного грунта специальными промывочными приборами. При этом губится все живое, и речная экосистема перестает существовать. Нормативной отраслевой базы по рекультивации нарушенных земель и русел рек в России не существует, поэтому восстановление промышленных площадок золотодобытчиков происходит крайне медленно, начальные его этапы просматриваются лишь спустя полвека. А в случае с липой восстановление не произойдет никогда, и компенсировать нанесенный ущерб биоразнообразию будет невозможно. Поэтому выдача лицензий на недропользование в местах распространения липы сибирской недопустимо ни с экологических позиций, ни с морально-этических. Это мнение всех участников круглого стола.
Комментируя ситуацию, Андрей Куприянов сказал: «Наша липовая роща является мировым достоянием и мы, кузбассовцы, несем ответственность за ее сохранение на территории региона. При этом надо понимать, что этот район не единственный в плане золотодобычи, россыпное золото добывают по всем предгорьям Кузнецкого Алатау, в Горной Шории и на Салаире. Поэтому нет никакой необходимости разрушать формацию липовых лесов ради нескольких килограммов золота».
В свою очередь Юрий Манаков тоже обозначил свою позицию: «В соответствии с международными стандартами и принципами ООН, которые официально признаются Россией, сохранение биоразнообразия является приоритетной задачей. И если экосистема и объекты биоразнообразия являются уникальными и невозместимыми, которые находятся только в одном месте и не могут быть восстановлены, хозяйственное использование территории недопустимо. Липовая роща в Горной Шории – это тот самый случай. Лицензия на недропользование выдана без учета биологической ценности территории, ее следует отозвать, а на этом месте создать особо охраняемую природную территорию».
На круглом столе было принято решение, в котором содержится обращение к Министерству природных ресурсов и экологии, Администрации Кемеровской области и недропользователям об отзыве лицензии и создании особо охраняемой природной территории регионального значения – природного заказника «Реликтовый».
Фото Кирилла Чащина.