Члены Общественной палаты Кемеровской области рассмотрели и проанализировали проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу определения статуса самозанятых граждан».
Общественная палата Кемеровской области провела общественную экспертизу проекта законопроекта об определении статуса самозанятых граждан.
Анализируя вышеуказанный проект, члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области в основном считают, что как предлагаемые в законопроекте изменения на легализацию своей деятельности самозанятыми физическими лицами могут увеличить охват граждан, зарегистрировавших свою деятельность в налоговых органах и, тем самым, увеличить налоговые поступления в доход государства, так как количество поставленных на учет в налоговых органах самозанятых физических лиц будет зависеть от соотношения стоимости налоговых выплат за статус «самозанятый гражданин» и рисков (штрафов) быть наказанным за ведение предпринимательской деятельности без регистрации.
В данном случае, для физических лиц предусматривается возможность осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае постановки их только на учет в налоговом органе.
Также, по мнению экспертов — общественников, немаловажно, что данные физические лица, осуществляющие оказание услуг в соответствии с перечнем услуг, в силу пункта 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, будут освобождены от налогообложения, что, в свою очередь, повлечёт стимулирование к увеличению роста самозанятых.
Вместе с тем экспертное сообщество отмечает, что предложенный законопроект имеет недостатки и недочёты, подлежащие уточнению и дополнениям. Одной из таких недоработок видится то, что в настоящий момент в законодательстве Российской Федерации не сформулирована очевидная выгода для «самозанятых лиц» по их легализации, что, подтверждается Налоговым кодексом РФ, согласно которому ряд доходов, полученных физическими лицами, не облагаются налогом, налоговая выгода от регистрации в качестве самозанятых не усматривается.
Например, в соответствии с нормами статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
— доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства;
— доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде).
— вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
— доходы в натуральной форме в виде обеспечения питанием работников, привлекаемых для проведения сезонных полевых работ;
— доходы в натуральной форме в виде оплаты услуг, оказываемых туристам при предоставлении им экстренной помощи в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
— доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд: по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации; по репетиторству; по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения в соответствии с настоящим пунктом.
Положения настоящего пункта распространяются на физических лиц, уведомивших налоговый орган в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 Налогового кодекса РФ и не привлекающих наемных работников для оказания указанных в настоящем пункте услуг;
Как видно из указанного перечня, все граждане, указанные в нем, могут быть признаны «самозанятыми», однако, их фискальная обязанность уже урегулирована указанным кодексом.
Члены Общественной палаты Кемеровской области считают, что отождествление статуса лица, занимающегося предпринимательской деятельностью и самозанятого гражданина, без установления их отличительных различий и особенностей их правового статуса, является неверным. Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, является предпринимателем, то есть лицом, наряду с юридическими лицами, занимающимся деятельностью, связанной с экономическим риском. Исходя из этого, его объем прав и обязанностей не может быть равен «самозанятому». Объект, доходы, характер правоотношений с участием самозанятых и предпринимателей не совпадает. Поэтому прямые, бесхитростные аналогии института самозанятых граждан с субъектами предпринимательской деятельности, неуместны.
В ходе анализа проекта закона участники экспертизы отметили, что нельзя признать удачным предлагаемые в законопроекте изменения в статью 2 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии с актуальной редакцией данного закона занятыми являются граждане,занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам. Дополнение указанной статьи «самозанятыми гражданами» не указывает на отличия «самозанятых» от граждан, занятых в подсобных хозяйствах и реализующих продукцию. Более того, если граждане просто заняты в подсобных хозяйствах и не реализуют продукцию, они не могут являться занятыми.
Терминология «самозанятые физические лица» и лица «оказывающие услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных нужд», как это было указано в законопроекте, по мнению экспертов ОП КО является различной по правовому содержанию для отраслей налогового, гражданского и трудового права. Налоговый, гражданский и трудовой кодексы такое понятие как «самозанятые» не использует.
Социальный статус самозанятых лиц, уверены участники экспертизы, также неоднозначен. С одной стороны, традиционно нашим обществом рассматриваемое явление не только не отторгается, но и приветствуется (до той поры, пока деятельность самозанятых не причиняет неудобство или вред другим людям). Но надо учитывать и другую сторону медали: самозанятые не участвуют в формировании внебюджетных фондов социального назначения, что с позиции социальной справедливости вызывает вопрос: за их медицинское и пенсионное обеспечение отвечают законопослушные граждане? Данное обстоятельство фактически формирует в отношении самозанятых граждан образ неких «иждивенцев». С иной точки зрения, самозанятые являются примером естественной социально-трудовой мимикрии социума в условиях латентной безработицы, которая подчиняется законам рынка и не может быть нивелирована усилиями государственной политики. Однако, самозанятые граждане лишены стандартного инструментария защиты своих интересов, свойственного «официальным» индивидуальным предпринимателям или участникам трудовых отношений.
«По сути, — говорят члены региональной Общественной палаты, — правовой статус самозанятых в настоящее время неопределен. Их деятельность напоминает предпринимательскую, но только с точки зрения получения дохода, основанного на использовании своего труда в форме, отличной от правоотношений, урегулированных в трудовом законодательстве». «Простое» приравнивание самозанятых граждан к предпринимателям, например, в отсутствие государственной регистрации, с правовых позиций будет незаконным предпринимательством, за что предусмотрено наступление административной либо уголовной ответственности — в зависимости от полученного в результате такой деятельности размера дохода.
Складывающаяся практика налогового администрирования идет по пути вменения лицу, занимающемуся экономической деятельностью, направленной на систематическое получение дохода, всего налогового бремени индивидуального предпринимателя, в том числе и НДС. Это обстоятельство не может стимулировать самозанятых граждан для регистрации в ФНС.
На взгляд членов общественной экспертизы, очевидно, что поставленные проблемы в дефиниции понятий «самозанятость», «самозанятые граждане», «граждане, оказывающие услуги, основанные на личном трудовом участии», законопроект не разрешает.
В качестве альтернативы, считают в Общественной палате региона, можно предложить оформление патента без государственной регистрации в качестве лиц, занимающихся иной экономической деятельностью.
Таким образом, перспектива увеличения числа самозанятых граждан, обратившихся в ФНС, представляется крайне сомнительной.
Все вышеизложенные и другие высказанные замечания членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области в более расширенной форме с приведением примеров «из жизни», с резюмирующей формулировкой «предлагаемый проект федерального закона требует надлежащей доработки и дальнейшего обсуждения» направлены в Общественную палату Российской Федерации.