Состоялось первое заседание Совета Общественной палаты Кемеровской области шестого состава.
В ходе заседания члены Совета решили ряд организационных вопросов, определили направления, требующие пристального внимания и дальнейшего рассмотрения на заседаниях комиссий; обсудили тему повышения пенсионного возраста, рассмотрев проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Напомним, что в шестом составе Общественной палаты Кемеровской области сформировано 10 комиссий. Полное название и состав комиссий размещены на сайте Общественной палаты Кемеровской области – www.opko42.ru. Председателями комиссии избраны известные в Кузбассе люди, каждый из которых является профессионалом в своей сфере.
Решением Совета региональной Общественной палаты утверждены персональные составы каждой комиссии и назначены даты их заседаний по планированию работы на второе полугодие 2018 года.
Основным вопросом, рассмотренном на заседании Совета стал вопрос о повышении пенсионного возраста в рамках проведения пенсионной реформы и, соответственно, проведении общественной экспертизы проекта федерального закона № 489161–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Проект федерального закона предлагает закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно. Повышение пенсионного возраста будет проводиться постепенно в течение переходного периода с 2019 г. по 2034 г.
Повышение пенсионного возраста, по достижении которого возникает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, заявленного разработчиками пенсионной реформы, вызвало негативную реакцию со стороны кузбассовцев. В Общественную палату Кемеровской области стали поступать звонки, в которых люди выражали свое недовольство происходящей ситуацией.
По официальной информации в стране наблюдается постоянный рост получателей пенсии на фоне сокращения численности лиц, за которых уплачиваются страховые взносы. Соотношение численности занятых по найму и численности получателей пенсии к 2025 году составит 1,04, в то время как сейчас оно составляет 1,12. Действующий пенсионный возраст — 60 и 55 лет для мужчин и женщин — впервые был закреплен в 1928 году и получил дальнейшее развитие в 30-е годы прошлого столетия. Он был установлен для основной категории граждан в условиях общества индустриального типа (рабочих, занятых в промышленной сфере) на основании утраты ими трудоспособности. Таким образом, устанавливалась презумпция наступления нетрудоспособности и утраты заработной платы и иных выплат и вознаграждений в определенном возрасте.
К настоящему времени продолжительность жизни россиян в целом значительно увеличилась. Одновременно наблюдается растущий дефицит на рынке труда, причем именно квалифицированных рабочих и специалистов. Уже сейчас 30 % людей пенсионного возраста продолжают работать, причем первые 3-5 лет после назначения пенсии данный показатель гораздо выше. Значительное сокращение числа работающих пенсионеров происходит по достижении ими 65 лет. За последние полтора-два десятилетия решение о повышении пенсионного возраста приняли большинство развитых стран и государств — бывших республик СССР. Международными стандартами (Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения) допускается установление пенсионного возраста на уровне 65 лет и выше.
Такие аргументы члены Совета ОП КО для принятия проекта федерального закона о повышении пенсионного возраста посчитали недостаточными и высказали мнение, что для жителей страны такое решение правительства стало неожиданным и вызвало консолидацию негативного мнения подавляющего большинства общества против заведомого ухудшения положения значительной части граждан.
Члены Общественной палаты Кемеровской области считают, что поспешное решение по разработке федерального законодательства в сфере вопросов назначения и выплаты пенсий без широкого общественного обсуждения неконструктивно и «антинародно».
По мнению членов региональной Общественной палаты все это способствует тому, что жители региона начинают выражать недоверие к власти, так как никто не дает пояснения и не отвечает на волнующие всех вопросы: что сегодня происходит с частью накопительной пенсии, которую население передало в негосударственные пенсионные фонды, а число НПФ в последнее время сократилось; как будет с балльной системой начисления пенсий, которую люди так и не научились считать, а специалисты до сих пор не могут объяснить; как будет развиваться система санаторно-курортного лечения и оздоровления и др.
Беспокойство вызывает и не готовность рынка труда к повышению пенсионного возраста, есть ли гарантии у граждан для дальнейшей работы, при постоянном сокращении рабочих мест и безработице. Как будут учтены интересы многодетных семей и лиц, воспитывающих детей-инвалидов, социально незащищенных граждан и к каким социально-экономическим и общественно-политическим последствиям придет страна в дальнейшем.
Вопросов по реформированию пенсионной системы больше, чем ответов, считают в Общественной палате Кемеровской области и поэтому уверены, что на данный момент в стране не созданы необходимые условия для повышения пенсионного возраста, не обеспечены социальные гарантии, не учтены другие меры и способы пополнения Пенсионного Фонда России.