Menu Close

09.03.2017

Административная ответственность за реализацию, хранение и транспортирование товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, и так называемых «санкционных» товаров  —  именно данной теме уделили особое внимание члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области в рамках общественной экспертизы федерального законопроекта.

Разработчики законопроекта предлагают дополнить статьей 14.2.1 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области неоднозначно прокомментировали вносимые проектом закона изменения.

Одни считают, что установление ответственности за реализацию, хранение и транспортировку всех категорий товаров, ввоз которых запрещен на территорию Российской Федерации (в том числе товаров, не обладающих какими-либо специфическими свойствами, не имеющих оборонное значение и не связанных с обеспечением здоровья и жизни граждан), является целесообразным. При введении в действие положений законопроекта контроль за возникновением злоупотреблений и ограничением прав граждан, практикующих ввоз и хранение товаров (в особенности для личного потребления), запрещенных к ввозу на территорию России, усилится.

По мнению члена Общественной палаты Кемеровской области Марии Леуховой, введение административной ответственности за указанное правонарушение следует рассматривать в рамках реализации ответных санкций, установленных Указом Президента РФ от 06.08.2014 №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», что вполне логично придает установленным санкциям определенную завершенность.

 «Указанные в законопроекте санкции будут служить действенным фактором сдерживания  нарушения правил со стороны указанных в законопроекте категорий хозяйствующих субъектов, — уверен эксперт Общественной палаты Кемеровской области Александр Коротков. — Уравнивание по статусу товаров, запрещенных к ввозу, с товарами, свободная реализация которых находится под запретом, имеет целесообразность».

Как подчеркнул член Экспертного совета Общественной палаты Кемеровской области Александр Крецан, рассматриваемая норма может создать препятствия для провоза через территорию России транзитных санкционных товаров, конечными пунктами поставки которых могут являться как страны Таможенного союза, так и иные страны, в него не входящие, а также для вывоза санкционных товаров с территории России. По его мнению, в целом, данная административная норма законопроекта, являясь запретительной, способна обеспечить пресечение торговли санкционными товарами.

По словам члена региональной Общественной палаты Алексея Разукова, указанные в законопроекте санкции, будут сдерживать нарушения правил, потому в отношении хозяйствующих субъектов (индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации), которые ввозят запрещенные товары в промышленных масштабах для продажи, предусмотрен не только штраф, но и конфискация предметов административного правонарушения.

Другие члены Общественной палаты Кемеровской области, наоборот, склоняются к тому, что такой целесообразности нет. Указ о запрещении ввоза определенных товаров все же носит временный характер и, спустя время, может быть отменен.

По мнению заместителя председателя Общественной палаты Кемеровской области Андрея Лопатина, предлагаемые меры могут создать другую правовую коллизию: наложение штрафов и сохранение продукции (без конфискации). Крупным торговым сетям выгодно заплатить штрафы и продолжать реализацию, что является прямым нарушением этих законодательных актов.

«Предлагаемые меры в полной мере не будут эффективными, поскольку для крупных торговых сетей суммы штрафа не являются «большими», по сравнению, с возможной выручкой», — полагает Андрей Анатольевич.

«Представленный проект закона не позволяет, исходя из диспозиции вводимой статьи 14.2.1 КоАП РФ, однозначно квалифицировать указанные действия, как предпринимательские в сфере торговли. Более того, в качестве субъектов правонарушения в проекте указаны, наряду с предпринимателями и юридическими лицами, граждане – физические лица, —  отметил эксперт Общественной палаты Кемеровской области Андрей Переладов. — В законопроекте нет четкого и прямого указания на то, что неправомерные действия в виде реализации, хранения и транспортировки санкционной продукции, должны осуществляться именно в сфере предпринимательской деятельности и с умыслом на реализацию именно санкционных товаров».

Подводя итог экспертизе законопроекта, в Общественной палате Кемеровской области подчеркнули, что внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за реализацию, хранение и транспортирование товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации сегодня актуально и своевременно.

«На наш взгляд, здесь видится необходимым направить вектор пристального внимания не на штрафные санкции, а на надлежащее исполнение Указа Президента России и Постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 года №774 (Правила уничтожения продукции), где четко сказано о незамедлительном изъятии и уничтожении запрещенной к ввозу продукции», — считают члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области.

Яндекс.Метрика