Menu Close

30.01.2017

В Общественной палате Кемеровской области в рамках общественной экспертизы рассмотрен и проанализирован проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

В рамках проводимой общественной экспертизы мнения членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области по предлагаемым нормам законопроекта разделились. Одни считают, что предлагаемые меры приведут к системному совершенствованию правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, что повысит уровень доверия граждан к деятельности государства и обеспечит более тесное взаимодействие государства с институтами гражданского общества. Другие же, наоборот, уверены в том, что на начальном этапе эти меры приведут к прогнозируемому «хаосу» создания объединений «неадекватов», пытающихся решить свои личные проблемы «руками» объединения граждан, так как системное совершенствование правовых основ вряд ли будет достигнуто.

«Сейчас любые меры, принимаемые государством без участия гражданского общества, не воспринимаются как легитимные и как обоснованные. И это своего рода известный сегодня в политологии принцип решения «без нас – не для нас». Необходимо это исключить, создать механизм общественно-легальный, который воспроизводил бы доверие и легитимность государства, — полагает Андрей Лопатин, заместитель председателя Общественной палаты Кемеровской области. – Таким образом, необходимость принятия законопроекта там, где граждане России на сегодняшний день осуществляют общественный контроль интенсивно и достаточно в больших масштабах, отсутствует. В наше стране, такая необходимость вынуждена: с одной стороны, активность гражданского общества достаточно выросла, но без поддержки специализированных институтов и специализированных правовых механизмов это гражданское общество не может оказаться равным партнером во взаимодействии между обществом и государством».

В первую очередь, как считает председатель Общественной палаты Кемеровской области Ирина Рондик, следует обратить внимание на продолжающуюся тенденцию отсутствия целостности вносимых законопроектов. Рассматриваемый проект закона предполагает массу последующего нормотворчества, как российским правительством, так и субъектами Российской Федерации, что не может обеспечивать системный подход и детализацию правоприменения многих норм анализируемого проекта.

«Принятие проекта федерального закона в рассматриваемой редакции приведет к возникновению правовых пробелов и коллизий в регулировании правоотношений, связанных с осуществлением общественного контроля, если не будут внесены соответствующие изменения в законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления общественного контроля», — уверена Ирина Николаевна.

По мнению членов и экспертов региональной Общественной палаты, понятия и процедуры, введенные в проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в принципе определены, однако, некоторые понятия требуют уточнения и конкретики.

Член комиссии Общественной палаты Кемеровской области по социальной политике и качеству жизни населения Евгений Агеев акцентировал внимание на пункте 2 статьи 2 законопроекта. Он предусматривает, в том числе, и особенности осуществления общественного контроля содержания в социальных учреждениях социально незащищенных категорий граждан (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, престарелых, инвалидов и др.).

«Поскольку в большинстве субъектов Российской Федерации учреждения для детей-сирот выведены из системы образования и переданы в социальную защиту. Для данных субъектов – это правильная формулировка. Для других под данную формулировку подпадают только специализированные учреждения (социально-реабилитационные центры и приюты), минуя детские дома и школы-интернаты. Полагаем, что для корректности формулировки необходимо пункт 2 добавить словами: «в социальных и образовательных учреждениях для детей-сирот…», — считает Евгений Николаевич.

В Общественной палате Кемеровской области полагают, что включение в перечень  субъектов общественного контроля консультативных органов при Президенте Российской Федерации, экспертно-консультативных органов при Правительстве Российской Федерации, палатах Федерального Собрания Российской Федерации, органах судебной власти и прокуратуры необходимо и целесообразно и полностью соответствует конституционному праву граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32 Конституции Российской Федерации).

«Во-первых, расширяется перечень органов и организаций, которые могут признаваться субъектами общественного контроля в случае наделения их посредством соответствующих нормативных правовых актов необходимыми полномочиями. Во-вторых, дифференцируется и уточняются правовой статус субъектов общественного контроля как общественные инспекции и группы общественного контроля. Более того, задачей общественного контроля является повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства и гражданского общества», — считает Алексей Разуков, член комиссии Общественной палаты Кемеровской области по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию.

В статье 8 проекта федерального закона введено положение о том, что распространение информации об общественном контроле осуществляется на основе открытой лицензии в порядке, установленном российским законодательством, такое правовое регулирование соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации и целесообразно с практической точки зрения.  Однако, по мнению председателя комиссии Общественной палаты Кемеровской области по развитию инноваций, науки и образования Елены Казанцевой, введение открытых лицензий, на основании которых предполагается распространять информацию об общественном контроле может привести к включению в процесс распространения информации недобросовестных участников.

«Федеральный закон № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», принятый в 2014 году, к сожалению, только-только начинает реализовываться. Обобщенного практического опыта на сегодня нет, а уже предлагается внести изменения  в действующий закон. Наделение всех и вся субъектами общественного контроля может привести к коллапсу, — отметил Александр Крецан, член Экспертного совета Общественной палаты Кемеровской области. — Сегодня необходимо отработать механизмы формирования и эффективной работы общественных советов при органах исполнительной власти. Эта работа только вначале пути. Необходимо сформировать методическую базу для субъектов общественного контроля. Скоропалительное принятие решений и постоянные изменения в законодательстве об общественном контроле не принесут стабильность в систему государственного управления».

Учитывая высокую социальную значимость вопроса осуществления общественного контроля, например, профсоюзные организации Кемеровской области предлагают вынести проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» на предварительное обсуждение на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

«Внесение изменений в федеральный закон преждевременно, представленный законопроект не может быть рекомендован к принятию, он нуждается в системной и глубокой доработке. Особенно необходимо проработать конструктивные механизмы участия объединения граждан», — уверены в Общественной палате Кемеровской области. 

Яндекс.Метрика