Menu Close

13.10.2016

Участники расширенного заседания комиссии Общественной  по социальной политике и качеству жизни населения обсудили проблемные вопросы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кузбассе.

В обсуждении такого остро социального вопроса приняли участие члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области, уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области, депутаты областного Совета народных депутатов, руководство департамента образования и науки Кемеровской области, департамента труда и занятости населения Кемеровской области, представители детских домов-интернатов г. Кемерово и Новокузнецка, а также специалисты социальных учреждений, деятельность которых связана с постинтернатным сопровождением детей-сирот в Кемеровской области.

Открывая заседания, заместитель председателя Общественной палаты Кемеровской области, председатель комиссии по социальной политике и качеству жизни населения Татьяна Стародуб акцентировала внимание присутствующих, что поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из самых глобальных и острых тем современной России. Данная проблема нашла свое отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг, где одной из ключевых задач является создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.

«Обсуждаемая сегодня проблема многоаспектна, и по многим направлениям, конечно, уже принимаются серьезные меры, которые дали определенные положительные результаты и, прежде всего, в передаче воспитанников детских домов в новые семьи, изменении отношения общества к проблеме сиротства. При этом поддержка данных детей в процессе социализации в постинтернатный период, эффективность ее форм еще недостаточно проработана и  нормативно обеспечена, — считает Татьяна Ивановна. — Выпускникам детских домов приходится выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из полноценной семьи, в возрасте 15-16 лет. Поэтому необходимо, чтобы хотя бы в первые два-три года после выхода из детдома бывшим воспитанникам оказывалась поддержка в виде постинтернатного сопровождения в целях их успешной адаптации в новой социальной среде. Наша сегодняшняя встреча призвана привлечь внимание общественности и органов власти к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Сейчас в России идет становление системы сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляют органы опеки и попечительства, дома-интернаты и  учреждения профессионального образования.

«Одним из составляющих путей обеспечения эффективного сопровождения выпускников (детей-сирот) является взаимодействие органов образования, опеки и попечительства. Наряду с ними в этом процессе задействованы и иные структуры, непосредственно участвующие в социализации рассматриваемой категории населения: социальная защита населения, здравоохранение, органы министерства внутренних дел и др. Кроме того, возросла значимость координации деятельности различных ведомств, разработки нормативно-правого обеспечения сопровождения, социальном патронате и службах социально-психологического сопровождения, — подчеркнула заместитель председателя комиссии Общественной палаты Кемеровской области по социальной политике и качеству жизни населения Ольга Журавлева. — Механизмы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России ещё только складываются, и они нуждаются в законодательном подкреплении, как на федеральном, так и на региональном уровнях».

Ведущий специалист управления по вопросам защиты семьи и детства департамента образования и науки Кемеровской области Елена Колбина отметила, что на 1 октября 2016 года в Кузбассе зарегистрировано 16 704 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 85% из них воспитываются в опекунских и приемных семьях. В Кемеровской области действуют 52 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 33 детских дома, в том числе 1 негосударственный 1 детский дом-школа, 6 школ-интернатов, 8 домов ребенка и 3 дома-интерната для глубоко умственно-отсталых детей. В детских домах и школах-интернатах находятся 2 122 воспитанника, из них 1707 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«Выпускники интернатных учреждений и замещающих семей сталкиваются с проблемами, которые связаны как с неготовностью общества принять молодых людей со статусом сироты, так и с их низким уровнем готовности к самостоятельной жизни и сложившимися внутренними установками. В связи с этим возникает необходимость создания системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — считает Елена Геннадьевна. — Безусловно, эта работа должна начинаться в детских учреждениях, что, собственно, и делается в нашем регионе. Разработаны и внедрены программы социальной поддержки выпускников с учетом базы учреждений и индивидуальных особенностей детей».

По ее словам, основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в работе — это отсутствие нормативных документов, регулирующих деятельность в области постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений, а также отсутствие последовательности и преемственности в работе между учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки  и учреждениями профессионального образования.

Нет единого координирующего органа, отвечающего за процесс постинтернатной адаптации выпускников учреждений. Разноведомственная подчиненность препятствует введению единых нормативов и стандартов по оказанию услуг сиротам и лицам из их числа, а также создает риски для соблюдения их прав и интересов. Кроме того, в профессиональных образовательных учреждениях, где хотел бы обучаться ребенок-сирота, не всегда имеются общежития,  что ограничивает выпускников в выборе будущей  профессии и негативно влияет на мотивацию к получению ими профессионального образования. Решение этих проблем возможно через организацию комплексной системы постинтернатного сопровождения детей-сирот в Кемеровской области, — считают члены Общественной палаты

Как отметила начальник центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» Ирина Килина, четыре года назад, в 2012 году в Кемеровской области создан региональный банк данных выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его цель – систематизация сведений об учете выпускников и оказании им помощи в получении образования и трудоустройстве. Разработаны методические рекомендации, в которых раскрываются основы постинтернатного сопровождения детей-сирот, опыт его реализации в субъектах Российской Федерации, представлены образцы нормативных документов по их сопровождению.

«Для решения проблем необходима организация взаимодействия (межведомственного, сетевого, социального партнерства) образовательных организаций разных типов и других субъектов сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработка нормативных документов, регулирующих данную сферу», — предложила Ирина Килина.

Заведующий Центром подготовки к выпуску и постинтернатного сопровождения «Дом выпускника» МКОУ «Детский дом-школа № 95» города Новокузнецка Галина Епонешникова представила участникам заседания реализуемые в учреждении программы по постинтернатному сопровождению своих воспитанников — «Дом моей мечты. Погружение в жизнь», направленной на обучение детей навыкам организации быта и социально-правовой грамотности.

«Наш центр рассматривает постинтернатное сопровождение и адаптацию выпускников как непрерывный процесс, состоящий из работы  по  подготовке к выпуску из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, и как работу по непосредственно постинтернатному сопровождению нуждающихся в помощи или обратившихся за консультацией выпускников, — рассказала Галина Епонешникова. — Программа состоит из трех этапов. Результативность данной программы высока потому, что работа выстроена точечно, индивидуально под каждого воспитанника».

В своем выступлении заместитель начальника департамента труда и занятости населения Кемеровской области Нина Иванова затронула вопрос трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«В государственную службу занятости населения Кемеровской области за 9 месяцев 2016 года обратились 1409 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них признаны безработными 944 человека, трудоустроено 495 ребенка, то есть каждый четвертый. Службой занятости с начала года организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных детей-сирот по таким профессиям, как водитель автомобиля, охранник, повар, продавец, электрогазосварщик и другим, — рассказала Нина Ивановна. — В качестве меры социальной поддержки детям–сиротам, ищущим работу впервые и зарегистрированным в статусе безработного, в течение первых шести месяцев выплачивается пособие по безработице в размере средней заработной платы, сложившейся в Кемеровской области (28,8 тысяч руб.). С начала 2016 года такое «повышенное» пособие ежемесячно получали 434 человека. И следует отметить, что мера социальной поддержки детей-сирот по выплате пособия по безработице в размере средней заработной платы в значительной степени снижает у них мотивацию к трудоустройству».

Но существуют проблемы и в трудоустройстве выпускников детских домов-интернатов. В первую очередь, это нежелание работодателей принимать на себя ответственность за несовершеннолетних в связи с особыми требованиями трудового законодательства. Вторая проблема — снижение общего количества вакансий, заявленных работодателями и преобладание в них требований к квалификации и опыту работы. Третья – это дефицит областного и местных бюджетов на организацию программ  временного трудоустройства.

Участники заседания пришли к мнению, что для координации общих действий по успешной интеграции в социум детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо определить механизмы взаимодействия системы образования и социальной защиты, социальных учреждений, службы занятости по сопровождению социально-профессиональной адаптации обучающихся, а также разработать нормативные документы различных уровней, обеспечивающие взаимодействие образовательных организаций разных типов и социальных партнеров по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов-интернатов.

Яндекс.Метрика