В Общественной палате Кемеровской области провели общественную экспертизу проекта федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Предлагаемые в законопроекте меры, по мнению членов и экспертов Общественной платы Кемеровской области, позволят усовершенствовать правовое регулирование в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В частности, это выражается в четком регулировании подотчетности органов управления; определении документов, регулирующих финансовую деятельность дачного товарищества; уменьшении бесхозных участков, в широком спектре полномочий общего собрания членов садового товарищества, а также прозрачности его деятельности.
«Безусловно, некоторые поправки несут в себе очевидные плюсы, которые повысят правовую ответственность собственников и органов правления дачных товариществ. Члены садоводческого товарищества наделяются правом знакомиться с документами, связанными с деятельностью товариществ, а также получать их копии, что необходимо при разрешении конфликтных ситуаций в судебных спорах, — полагают в региональной общественной палате. — Кроме того, предлагаемая мера по регулированию ежегодного размера членских взносов позволит для каждого отдельного участника установить свой размер членских взносов, в зависимости от площади дома и самого земельного участка. Данная норма необходима для сбалансирования интересов всех членов садоводства и распределения затрат. Например, многие члены товариществ расширяют земельные участки, дома, а взносы платят прежние. Также с принятием новой нормы в отношении пени, появиться возможность применять к неплательщикам штрафные санкции».
«Правомочия, предлагаемые в законопроекте, относительно строительства жилого дома на садовом (дачном) земельном участке не должны привести к злоупотреблениям со стороны граждан, так как в данном проекте федерального закона нормы относительно нового строительства строго регламентированы, – считает председатель рабочей группы Общественной палаты Кемеровской области по этике и регламенту Станислав Черданцев. — В нем подробно классифицируются типы земельных участков и виды построек на них. А региональным властям дается право ограничивать размеры садовых и дачных домов, сараев и бань (в том числе по количеству этажей, высоте), исходя из градостроительных регламентов и развития территорий».
По мнению председателя комиссии Общественной палаты Кемеровской области по развитию инноваций, науки и образования Елены Казанцевой, необходимо, к моменту вступления в силу законопроекта, подготовить необходимые методики и шаблоны документов (ежегодные сметы доходов и расходов товарищества, отчеты об исполнении таких смет, финансово-экономическое обоснование размера вступительных и членских взносов).
Несмотря на то, что в представленной редакции законопроекта проработаны проблемные вопросы садоводческих и дачных хозяйств, недостаточно внимания уделено вопросу применяемых санкций к неплательщикам. По экспертному заключению, не в полном объёме урегулированы вопросы предоставления земельных участков товариществам, созданным в соответствии статьи 6, а также при расширении территории существующего товарищества.
В рамках общественной экспертизы возникло множество замечаний по понятийному аппарату проекта федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
«Вместе с тем, однозначно назвать положительным либо отрицательным законопроект невозможно. Любые изменения в законодательстве воспринимаются с настороженностью, — считает заместитель председателя комиссии Общественной палаты Кемеровской области по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию Вера Никулина. — Все будет зависеть от его реализации на практике, так как законопроект содержит попытку систематизации комплекса отношений как правовых, так и организационных».
Статья 23 законопроекта противоречит основному принципу свободы распоряжения своим имуществом, в частности статьям 34 и 55 Конституции Российской Федерации. Если лицо добровольно не вступает в договорные отношение и не является членом товарищества, оно не может нести обязанности члена товарищества по уплате сумм, которую в одностороннем порядке утвердило Товарищество. В свою очередь, товарищество не может ограничивать его права, как собственника – ст. 228 и 304 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Как считают члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области, данная коллизия является вещно-правовой и не может быть решена иначе как по договору или решению суда. При этом освобождение товарищества от обязанности доказать соразмерность взыскиваемой платы, нарушает принцип равенства сторон в гражданских отношениям статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Конституции Российской Федерации.
«В данном законопроекте есть ряд противоречий понятийного аппарата. В частности, в статье 2 в названии указываются три вида некоммерческих организаций садоводческие, дачные и огороднические. Однако по всему тексту проекта садоводческие фактически приравниваются к дачным, поскольку последние вообще не упоминаются. Или вот в статье 3 проекта при раскрытии понятия земельных участков общего пользования основным признаком указывается документация по планировке, а не сама форма и содержание их использования. При очевидном длительном оформлении документов по планировке, или их отсутствии у большинства некоммерческих организаций, этот признак не может быть первостепенным, — отметил член Экспертного совета Общественной палаты Кемеровской области Андрей Переладов. – Излишне и необоснованно, по нашему мнению, введение в хозяйственный оборот понятия «садовый дом», поскольку это все равно объект недвижимого имущества и сооружение. Само понятие «садовый (дачный) земельный участок» дано чрезмерно узко. Кроме того, данный пункт уже содержит внутренние противоречия, называя строение «дачным домом» и «дачей», которые также могут использоваться и для отдыха и для временного пребывания людей. На садовом и дачном земельных участках могут быть расположены и садовый дом и дача, поэтому градация недвижимого имущества, строений, может создать путаницу и неопределённость».
Как отметил Андрей Щенников, член Экспертного совета Общественной палаты Кемеровской области, в рассматриваемом законопроекте о садоводстве не совсем чётко прописано про муниципальные образования, на территории которых расположены земельные участки, не указан порядок определения застройки: садовый это дом или капитальный жилой и как будут задействованы сами товарищества.
По общему мнению членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области, очевидна недостаточность проработки терминов и их правового содержания в вопросах соотношения понятий садовый дом, дача, вспомогательные объекты, сооружения, жилой дом, дом для временного пребывания и т.д. с действующим гражданским, градостроительным и иным законодательством Российской Федерации, в частности, Федеральным законом от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
«На наш взгляд есть необходимость дальнейшего совершенствования дополнительных правовых мер, регулирующих правоотношения в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Например, это может касаться статуса дачного участка, где, наряду с домом и другими постройками, должны быть теплицы, деревья, кустарники, овощные грядки. Также не хватает норм в регулировании потребления и оплаты электричества, а это самая острая проблема в ныне существующих товариществах. Кроме того, полагаем, что в настоящее время актуальна проблема замусоривания близлежащих лесов, окружающей территории мусором, который складируют члены садоводческих обществ. Этот вопрос также нуждается в урегулировании. С учётом изложенного, проект федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требует серьёзной доработки», — считает Ирина Рондик, председатель Общественной палате Кемеровской области.