«Тема прозрачности НКО возникла уже давно и активно обсуждается на федеральном уровне. В частности, на заседании Комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО. Некоммерческий сектор всегда было сложно позиционировать. К сожалению, чаще всего НКО не могут объединиться даже для отстаивания собственных общих интересов. В глазах общества и органов власти прозрачность отдельных НКО нередко подвергается сомнению, и это бросает тень на весь некоммерческий сектор. Поэтому проблема повышения общего уровня прозрачности НКО становится ключевой в достижении приоритетной цели общественных организаций – построения гражданского общества», – убеждена председатель Комиссии по развитию гражданского общества, местному самоуправлению, благотворительности и информационной политике Общественной палаты Кемеровской области, член Общественной палаты Российской Федерации Ирина Николаевна Рондик.
31 марта 2009 года в Кемерове прошёл круглый стол «Прозрачность НКО». Его организовали Комиссия по развитию гражданского общества, местному самоуправлению, благотворительности и информационной политике Общественной палаты Кемеровской области и Кемеровская региональная общественная организация Кузбасский центр «Инициатива» при поддержке Совета общественности Кузбасса.
В работе круглого стола приняли участие члены Общественной палаты Кемеровской области, представители органов государственной власти и некоммерческих организаций. На круглом столе состоялся обмен мнениями об актуальнейшей для некоммерческого сектора проблематике – открытости НКО, формах и механизмах её создания.
Ведущие круглого стола руководитель регионального общественного учреждения «Экосоцкультура», член Общественной палаты Кемеровской области Галина Михайловна Макашина и доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» КузГТУ, эксперт Общественной палаты Кемеровской области Эдуард Николаевич Вольфсон обозначили основные вопросы для обсуждения: что мы понимаем под прозрачностью, что мешает быть прозрачными НКО, механизмы прозрачности НКО, мотивация к повышению прозрачности НКО.
По мнению сопредседателя Совета общественности Кузбасса Игоря Валерьевича Пешкова, прозрачность – это технология достижения открытости НКО, «главная сила общественных объединений – в формировании горизонтальных взаимодействий. Они строят свою работу на бескорыстной основе, на доверии и ответственности по отношении друг к другу. Единство миссии, задачи и деятельности определяет надёжность и привлекательность организации для людей, определяет круг её сторонников и единомышленников. Противоречия между заявленными ценностями и реальной деятельностью людей отталкивают», – убеждён Игорь Валерьевич.
Валентин Валентинович Хряков председатель Кемеровской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», член Общественной палаты Кемеровской области, в своем выступлении отметил, что прозрачность даёт поддержку на уровне государства, которое может помочь с помещением и ресурсами. Когда организация прозрачна можно привлечь больше средств на уставные цели, организация становится более массовой, управление становится более эффективным и организации легче выстраивать партнерские отношения с другими организациями.
По данным Управления министерства юстиции РФ по Кемеровской области, которые привела начальник отдела по делам некоммерческих организаций Лилия Ивановна Серебренникова, на 1.01.2009 на территории Кузбасса было официально зарегистрировано более 2600 НКО. Из них 1290 общественных объединений, 293 религиозных организаций и 1086 иных некоммерческих организаций. На 28 марта отчитались о своей деятельности 30% общественных объединений, треть профсоюзных организаций, 40% религиозных организаций и 18% иных НКО. «Отчетность перед Министерством юстиции имеет ведомственный характер и во вне не может быть представлена. Но второй год объявляется конкурс отчетов некоммерческих организаций, когда Минюст имеет официальный механизм рассказать о деятельности НКО (такой конкурс по инициативе регионального управления проводится только в Кемеровской области), что способствует прозрачности НКО. Благодаря конкурсу мы можем говорить о том, что делает организация и какую пользу приносит обществу. В этом году на 28 марта из поданных почти 800 отчетов только 13 представлены для участия в конкурсе, из них 12 – это отчеты общественных организаций и только 1 – иные НКО».
Почему же некоторые НКО не стремятся к прозрачности и открытости, если это одно из условий их успешного функционирования?
Участники круглого стола называли разные причины. Так было отмечено, что на региональном уровне отсутствуют законодательные акты, которые регулируют взаимодействие органов власти и некоммерческих организаций. Многие говорили о нехватке информации и знаний у руководителей НКО, особенно действующих в малых городах Кузбасса. Руководитель «Фонда развития «Детско-юношеского центра «Орион» Светлана Николаевна Липатова рассказала: «Мы реализуем проекты по югу Кузбасса, в Таштаголе, Мысках, других малых городах люди очень обделены информационно. Там остро стоит вопрос обучения активистов НКО». Продолжая обсуждение Елена Александровна Ларина, исполнительный директор Южно-Сибирского правозащитного центра отметила, что «часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда организации и не знают об отчетности, и не умеют составлять отчет – не смотря на то, что он достаточно прост».
К числу механизмов обеспечения прозрачности НКО присутствующие отнесли: обязательную отчётность, создание баз данных НКО и для НКО, проведение конкурсов финансовых и публичных отчётов НКО, наличие информации о деятельности НКО в СМИ, самопрезентации организаций для населения. «У населения, так же как и у представителей власти, тоже различное отношение к НКО. Наиболее известны ветеранские организации. И это не удивительно: старшая возрастная группа рассматривает их как медиаторов, посредников между властью и обществом, которые могут оказать им реальную поддержку и помощь. Каждая организация должна себя самопрезентовать, то есть объяснить людям доступно, чем она занимается, зачем она нужна. Самопрезентация – это тоже один из механизмов прозрачности, – считает профессор кафедры политических наук КемГУ, член Общественной палаты Кемеровской области Александр Борисович Коновалов.
Председатель Кемеровской областной организации Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана», член Общественной палаты Кемеровской области Геннадий Алексеевич Евланов обозначил проблему отношения СМИ к НКО: «Не нужно изобретать велосипед. Проходит интересный круглый стол, а где наше телевидение? В лучшем случае мы прочтём о нём в газете. Нужно больше внимания уделять телевидению, информация с экрана воспринимается большей частью населения. Там и надо проводить такие круглые столы».
Продолжая тему разговора, Хорунжина Светлана Ивановна, председатель Кемеровского регионального отделения межрегионального общественного движения «Сибирский Народный Собор», член Общественной палаты Кемеровской области говорила о необходимости конкретных шагов: «открытость и прозрачность тема очень серьезная и требует дальнейшего обсуждения, но уже сегодня необходимо с чего-то начинать. И одним из первых шагов может стать создание рубрики на сайте Общественной палаты Кемеровской области, в которой бы размешалась информация о деятельности некоммерческих организаций».
Участники сошлись во мнении, что необходим Корпоративный этический кодекс некоммерческих организаций Кемеровской области, подписывая который организация должна соблюдать принципы максимальной открытости и прозрачности. Документ должен содержать и механизмы мотивации для подписавших – это участие в форумах, включенность в единое информационное поле и другое.
Резюмируя работу круглого стола, Ирина Николаевна Рондик отметила: «сегодня в стране сложилась непростая экономическая ситуация и будучи реальным сектором экономики некоммерческий сектор должен включиться в работу по преодолению кризисных явлений. Для этого организации гражданского общества должны быть максимально прозрачными и открытыми».