Menu Close

31.03.2020

Общественная палата Кемеровской области провела общественную экспертизу проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг».

При анализе проекта постановления члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области пришли к единому мнению о том, что проект документа обоснован и своевременен, так как он упорядочивает процедуру предоставления субсидий, которая на данный момент определяется органами исполнительной власти «на свое усмотрение».

Цель проекта постановления – оптимизация нормативных правовых актов Правительства РФ, устанавливающих правила предоставления субсидий и грантов в форме субсидий, в частности, он позволяет объединить и унифицировать положения, установленные Постановлениями Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг»; от 07.05.2017 № 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями»; от 27.03.2019 № 322 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе».

Проект постановления устанавливает общие положения о предоставлении из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий; порядок проведения отбора получателей для предоставления субсидий; условия и порядок предоставления субсидий; требования к отчетности; требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение; упрощает процедуру определения организаций для предоставления субсидии; усиливает контроль за расходованием средств бюджета, выделенных для предоставления субсидии. Такие требования уже давно используются основными грантодателями России, например, Фондом президентских грантов, Фондом поддержки детей в ТЖС и другими.

В целом проект постановления соответствует требованиям законодательства РФ. Однако ряд норм проекта документа, по мнению Общественной палаты Кемеровской области, нуждается в корректировке.

  1. Пункт 4 проекта постановления предписывает обеспечить приведение в соответствие с постановлением нормативных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий, включая гранты в форме субсидий, «при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты, но не позднее 1 декабря 2020 г.». Последняя фраза не является понятной и однозначной, так как либо она предписывает формально внести любое изменение в правовые акты до 01.12.2020, либо осуществлять бюджетные процессы в соответствии со вступлением проекта постановления в законную силу. При этом сам проект документа предполагает вступление его в силу с момента опубликования. Предполагается, что Постановления Правительства, ранее регулировавшие эти правоотношения, утратят силу с момента вступления в силу проекта документа. Вместе с тем 2 абзац пункта 4 предлагает переходный период до 1 июня 2021 года. В Общественной палате Кемеровской области полагают, что нормы пунктов 4 и 5 проекта постановления нужно конкретизировать и произвести их синхронизацию во избежание правового пробела.
  2. В целях поддержки отечественных производителей целесообразно в подпункте «а» пункта 4 исключить российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых участвуют иностранные юридические и физические лица независимо от доли участия.
  3. Для единообразного толкования представленных норм исключить: в подпункте «г» пункта 4 «иные основания для отказа»; в подпункте «в» пункта 5, в подпункте «г» пункта 6, в подпункте «б» пункта 8 заключенные в скобки слова «(при необходимости)».

Других норм, создающих коллизию с нормами законодательства РФ, не выявлено.

В Общественной палате Кемеровской области полагают, что проект постановления целесообразно дополнить следующим.

  1. Помимо органов исполнительной власти необходимо включить в проект документа законодательные органы местного самоуправления и субъекта РФ, так как они также являются участниками законотворчества в сфере бюджетирования (статья 78 Бюджетного кодекса РФ).
  2. Предусмотреть нормы, позволяющие приостановление бюджетирования в случаях: обжалования процедуры предоставления бюджетных средств в судебном или административном порядке; предоставления соискателем субсидий недостоверной информации для получения бюджетирования; наличия иных обстоятельств, свидетельствующих о том, что предоставление бюджетных средств осуществляется с нарушением закона и (или) цели предоставления средств не будут достигнуты.

Возможность приостановить предоставления гранта и (или) субвенции для несовершения ошибки или иного незаконного действия является и логичным и необходимым механизмом защиты бюджетного процесса.

В Общественной палате Кемеровской области полагают, что представленная редакция проекта постановления достаточна для регулирования правоотношений в обсуждаемой сфере по установлению общих требований к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг» с учётом указанных замечаний может быть рекомендован к рассмотрению.

Яндекс.Метрика