Налогообложение грантов и призов
Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса рассмотрели проект федерального закона № 391998-8 «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц)». Рецензенты пришли к единому мнению о важности, актуальности и необходимости его принятия, однако внесли ряд предложений и дополнений в проект.Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса рассмотрели проект федерального закона № 391998-8 «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц)». Рецензенты пришли к единому мнению о важности, актуальности и необходимости его принятия, однако внесли ряд предложений и дополнений в проект.
Общественники отметили, что в настоящее время не подлежат налогообложению суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), представленных для поддержки образования и науки, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и российскими организациями, включенными в перечень, утвержденный постановлениями Правительства РФ от 15.06.2009 № 602 и от 28.06.2008 № 485. Это доходы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, премий, оплаты стоимости проезда к месту проведения соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, предоставление помещения во временное пользование налогоплательщикам, призы в денежной и натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, предоставленных некоммерческими организациями за счет грантов Президента Российской Федерации в соответствии с условиями необходимых договоров.
Члены и эксперты Общественной палаты Кузбасса полагают, что установление преференции при предоставлении грантов из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета посредством внесения соответствующих дополнений в статью 217 Налогового кодекса РФ является целесообразным. Физическим лицам гранты предоставляются, как правило, в сфере общественно важных направлений. Это — поддержка образования, науки, культуры, развитие гражданского общества и освобождение от уплаты налогов позволит направить больший объем средств на реализацию мероприятий по этим направлениям.
Безусловно, принятие законопроекта в предложенной редакции установит налоговую преференцию физическим лицам. Это эффективная мера налогового стимулирования.
Вместе с тем, несмотря на актуальность и необходимость предлагаемых изменений, проект документа нуждается в устранении ряда недостатков.
Как следует из предлагаемой редакции п. 6.4 ст. 217 Налогового кодекса РФ предлагается исключить из налогообложения «доходы в виде грантов, премий, призов и (или) подарков в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятия».
Законопроект и его материалы не только не раскрывают понятие «результат участия», но и далее по тексту противопоставляют «результат» иным имущественным благам в виде оплаты проезда, проживания, питания. Последние признать «результатом участия» нельзя. Оплата проживания, проезда и питания не может являться грантом, призом, премией. Все перечисленные траты являются накладными, транспортными, командировочными расходами лиц, участвующих в мероприятиях, вне их места постоянного проживания, работы или учебы.
Рецензенты считают, что в проекте документа необходимо корректно соотнести два понятия:
— «результат участия», под которым понимается грант, приз, премия;
— «затраты на участие» в подобных грантовых мероприятиях. К ним отнести оплату проезда, питания, жилья, других накладных расходов.
Законопроект предлагает считать специальными мероприятиями, участие в которых дает права на льготу, только те мероприятия, перечень которых «утвержден высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или решением представительного органа местного самоуправления». Вызывает сомнение необходимость такого усеченного понятия лиц, утвердивших перечень мероприятий. Участники общественной экспертизы предложили включить в них законодательный орган субъекта РФ.
Законопроект указывает в качестве признака дохода (блага), исключаемого из режима НДФЛ, его получение «за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов». Высказано предложение, что этот признак нужно расширить, дополнив оплатой за счет внебюджетных источников. Ряд мероприятий, о которых идет речь в законопроекте, осуществляется в режиме софинансирования с коммерческими и некоммерческими организациями. Лишать участников права на льготный режим налогообложения только по признаку бюджетного финансирования, которое часто не является преобладающим, представляется участникам общественной экспертизы несправедливым.
Статья 2 законопроекта предполагает его вступление в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц. Однако, нормами пункта 4 ст. 5 НК РФ предусмотрена возможность применения к актам, смягчающим налоговое бремя, правила об обратной силе закона. В целях усиления положительного эффекта от вносимого законопроекта, законодателям следует рассмотреть вопрос о придании проекту обратной силы в пределах разумного срока. Например, трех лет.
С учетом изложенного, в заключении общественной экспертизы сделан вывод о том, что предлагаемые изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ нуждаются в корректировке.
Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроекта.