Организации перевозок требуются рыночные, а не запретительные рычаги регулирования
Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса, проведена правовая экспертиза проекта Федерального закона № 121564-8 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Мнения участников общественной экспертизы в обсуждении законопроекта разделились. Одни считают проработку проекта документа высокой, но большинство полагают, что законопроект нуждается в корректировке по нескольким причинам.
Ряд статей проекта закона содержит положения об относящихся к его предмету договорах: публичный договор фрахтования, договор об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, договор службы заказа легкового такси с перевозчиком. При этом, статья 2, об основных понятиях, используемых законе, содержит лишь упоминание о публичном договоре фрахтования, понятие данного договора не раскрывает. Ссылок на действие положений Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» о договоре фрахтования в части, не урегулированной законопроектом, документ не содержит.
Из содержания статей 13, 20 законопроекта следует, что договор об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, договор службы заказа легкового такси с перевозчиком по своей правовой природе представляют собой обязательства, направленные на организацию пассажирских перевозок. Однако, законопроект не дает представления о том, будут ли при такой организации учтены интересы перевозчика в полной мере, не придется ли ему осуществлять свою деятельность вопреки законам логистики, менеджмента и интересам населения, например, вследствие увеличения расходов на ГСМ, запасные части, техническое обслуживание.
В силу положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Закон «О защите прав потребителей» предусматривает право потребителей на оказание безопасной услуги. Он указывает, что требования, которые должны обеспечивать безопасность товара, работы или услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В статье 12 рассматриваемого законопроекта приведены требования, предъявляемые к водителю легкового такси, в том числе, о недопустимости управления легковым такси для осуществления перевозок пассажиров и багажа лицами, подвергнутыми административному наказанию в области дорожного движения. Сам по себе факт несения административного наказания, без градации степени общественной опасности вида деяния, представляется излишне общим и запретительным. С другой стороны, авторы законопроекта не принимают во внимание вероятность допуска к управлению легковым такси лиц, ранее судимых за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Учитывая вышеназванные нормы законов, участники общественной экспертизы рекомендую скорректировать в законопроекте запретительные принципы организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В соответствии со статьями 24, 25 законопроекта, плата за перевозку легковым такси определяется на основании тарифов на перевозку легковым такси.
На рынке перевозок пассажиров и багажа действует свобода ценообразования и открытой конкуренции его участников, что соответствует интересам потребителей, обеспечивая им свободу выбора при здоровой состязательности участников перевозочного процесса.
Согласно Федеральному закону № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени – права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.
Указание данной нормы на заключение договора между пассажиром и водителем, а не пассажиром и коммерческой организацией – перевозчиком исключает саму возможность отнесения легкового такси к разновидности транспорта общего пользования, так как в соответствии со статьей 789 Гражданского кодекса РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, то есть из закона и других правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
С учетом того, что услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси оказываются в условиях конкурентной среды, что создает предпосылки для определения экономически обоснованной цены, а также не относится к услугам, являющимся жизненно важными, социально или стратегически значимыми, установление тарифного регулирования в отношении данных услуг не соответствует подходам, реализуемым в российском законодательстве, и будет являться необоснованным исключением из принципа свободного ценообразования.
Ценообразование методом административного тарифного регулирования негативно скажется как на состоянии конкуренции на рынке в целом, так и на правах и законных интересах потребителей, ориентированных на повышение качества, доступности, расширение ассортимента в процессе перевозок легковым такси.
Законопроектом не предусмотрены дополнительные гражданско-правовые средства воздействия на перевозчика. Например, возможность установления и взыскания штрафных санкций за несоблюдение условий оказания транспортных услуг. Такие меры позволили бы воздействовать на перевозчика в целях стимулирования его деятельности по обеспечению надлежащего качества транспортного обслуживания, особенно в условиях отсутствия конкуренции между предпринимателями.
Согласно законопроекту, водителем легкового такси может быть лицо, которое заключило трудовой договор с перевозчиком либо является индивидуальным предпринимателем, которому предоставлено разрешение и который осуществляет перевозки легковым такси самостоятельно, или физическим лицом, которому предоставлено разрешение.
Разделом VII Трудового кодекса РФ регламентирован порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей.
Под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
Принимая во внимание широкое распространение среди легковых такси так называемых программ лояльности, авторами законопроекта мог быть раскрыт механизм компенсации стоимости или части стоимости проезда водителям такси стимулирующими выплатами.
У проводивших экспертизу общественников из текста проекта документа сложилось мнение о тенденции, что если больше контрольных функций предоставить чиновникам, то всё изменится в лучшую сторону. Однако за всё время развития новых экономических подходов в России законы всегда ужесточались, но на контроль это никоим образом не влияло, и сегодня недостаток контроля имеет место. В Общественной палате Кузбасса полагают, что целесообразно рассматривать вопрос урегулирования ответственности таксистов (не агрегатора) с помощью страхования. Страховая компания сама разработает коэффициент страховки, КАСКО и страхование ответственности, от аварийности и опыта водителя, а так же контроля технического состояния автомобиля. Таким подходом возможно решение проблемы в целом и количество чиновников увеличиваться не будет. Затраты будут нести страховая компания и предприниматель, а не бюджет.
В региональной Общественной палате полагают, что законопроект нуждается в существенной доработке и в представленной редакции не может быть рекомендован к принятию.
Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроекта.