Menu Close

27.03.2020

Общественная палата Кемеровской области провела экспертизу проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов».

При рассмотрении проекта этого постановления у экспертов и членов Общественной палаты Кемеровской области сложилось неоднозначное мнение. Одни считают введение проекта постановления обоснованным, так как изменения, на их взгляд, значительно упрощают процедуру определения лиц, управляющих транспортными средствами, находящихся в алкогольном опьянении, не ущемляя при этом прав и свобод добросовестных участников дорожного движения. Устанавливается тщательный контроль за состоянием водителей, влияющий на безопасность дорожного движения, на здоровье пешеходов, а также других водителей. Использование для этих целей приборного оснащения, которое можно легко транспортировать к месту ДТП или пункту контроля на дороге для оперативной проверки состояния водителей, подозреваемых в опьянении или их нахождении под действием наркотиков, – это в целом прогрессивный шаг. Но при этом надо обращать внимание на конструкцию используемых приборов, чтобы исключить возможность заражения исследуемого лица какой-нибудь инфекцией, то есть это должен быть бесконтактный способ контроля.

Другие члены и эксперты региональной Общественной палаты, наоборот, приходят к выводу о наличии у предложенного проекта документа, помимо прогрессивных предпосылок, и существенных недостатков.

Заявленные в качестве стратегических целей проекта постановления минимизация субъективного подхода сотрудников полиции в оценке состояния водителей, способствование соблюдению прав и законных интересов участников дорожного движения и снижения числа конфликтных ситуаций, исключение необоснованных процедур освидетельствования представляются мотивированными.

Действительно, предусмотренные пунктом 3 Правил в качестве достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, можно охарактеризовать как оценочные, субъективные, а в отдельных случаях предопределяющие противоправное поведение представителей власти. Использование технических средств при определении оснований к проведению медосвидетельствования, на взгляд членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области, рационализирует деятельность сотрудников ДПС по обеспечению безопасности дорожного движения и выявлению административных правонарушений, имеющих повышенную общественную опасность, а зачастую и деяний, носящих характер уголовно-наказуемых, предусмотренных ст. 264.1 УК РФ.

Представляется обоснованным утверждение МВД РФ о наличии правовых оснований к использованию техсредств при установлении достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, что соответствует требованиям пунктов 1, 2, 5, 7 части 1 статьи 2, части 1 статьи 11, пунктов 1, 2, 5, 11 части 1 статьи 12, пунктов 4, 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Вместе с тем МВД РФ не представлена информация о необходимом для обеспечения подразделений ДПС ГИБДД объеме материальных затрат и не дана оценка соотнесения этих затрат с наличием фактической актуальности проблемы. Нет статистики о количестве сотрудников полиции, фактически исполняющих обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, о потребности в приборах, о поступивших обращениях граждан на противоправные действия сотрудников при осуществлении административного производства по делам этой категории, о лицах, привлеченных к ответственности и т.д.

Кроме того, при обоснованности предлагаемого нововведения, по мнению Общественной палаты Кемеровской области, будет иметь решающее значение специальная ведомственная регламентация применения приборов, обусловленная их техническими характеристиками, различиями в климатических условиях субъектов Федерации и вытекающая из тестирования этих технических средств в пилотных территориях, что позволит исключить возможные негативные последствия.

Общественная палата Кемеровской области пришла к выводам:

  1. Принятие решение о внесении изменений в Правила возможно лишь после анализа соотношения актуальности проблемы и объема требующихся вложений;
  2. Требуется тщательное исследование практики применения технических средств с основательной проработкой вопросов конструкции измерительных приборов и технологии их применения;
  3. Порядок применения приборов требует ведомственной регламентации;
  4. Необходима разработка внутренних положений технического контроля МВД с необходимостью закрепления ответственности лиц за техническое состояние (неисправность) приборов и неправильное их использование в коррупционных целях.

В Общественной палате Кемеровской области считают, что проект постановления Правительства РФ «О внесении изменения в Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов» в предложенной редакции не может быть рекомендован к рассмотрению.

Scroll Up
Яндекс.Метрика