Menu Close

26.01.2011

     На заседании Агропродовольственной гильдии Кузбасской ТПП подняли тему очень наболевшую и актуальную. О том, как реализуется на практике Закон о торговле (№381 ФЗ) и, самое главное, о том, как решаются проблемы дебиторской задолженности торговых сетей перед производителями собрались поговорить все заинтересованные стороны. 
     Среди присутствующих – и зарекомендовавшие себя на рынке поставщики продукции, и известные практически каждому жителю ритейлоры региона. Помочь предпринимателям разобраться во всех тонкостях закона были приглашены Сергей Кузнецов, заместитель Губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и предпринимательству, а также представители руководящего состава Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, Прокуратуры Кемеровской области, Совета народных депутатов Кемеровской области.  
      Открывая заседание, Татьяна Алексеева, секретарь Общественной палаты Кемеровской области, член Общественной палаты РФ,  президент Кузбасской ТПП, подчеркнула: «Вступивший в силу в феврале прошлого года «Закон о торговле» не устраивает не только производителей-переработчиков, но и ритейлеров. Поэтому очень важно, что обсуждение этого закона происходит с участием и тех и других. Фактически, закон заставляет все стороны договариваться, находить возможность взаимовыгодного сотрудничества и на региональном рынке».
     До 1 февраля 2010 года торговая деятельность не регулировалось ни одним нормативным актом. Поэтому первая попытка сформулировать отношения между поставщиком и торговыми сетями оказалась такой непростой. Чтобы разобраться в «Законе о торговле», приглашенные постарались обсудить все его спорные моменты, один из них – запреты возвратов нереализованной продукции поставщикам, что, естественно, может влиять на увеличение дебиторской задолженности. Такая мера направлена на защиту поставщиков. Установлен максимальный срок возврата платежа, равный 45 дням. Однако, по мнению поставщиков, не всегда эти сроки, регулируемые законом, соблюдаются. Расчет за поставленную продукцию может превышать все возможные сроки. Кроме этого нарушается еще одна важная норма закона – в соответствии с законом о торговле сетевики имеют право взимать с поставщика вознаграждение (ретробонус) за объем приобретенного у него товара, не превышающий 10% от цены закупленной продукции. На практике происходит обратная ситуация – запрашиваемый ретробонус порядком может превышать норму. Такие невыгодные для поставщика-производителя условия – задержка оплаты за поставленный товар и нарушение закона по установлении ретро-бонусов – приводит к тому, что представители малого и среднего бизнеса региона вынуждены уйти с полок сетевых магазина из-за невыгодных условий. А те небольшие фирмы, которые и остаются на прилавках торговых сетей боятся предъявлять претензии. «Мы боимся отказа от поставок, — объяснил один из предпринимателей. – В нашем регионе достаточно высокая конкуренция, и мы можем легко лишиться источника сбыта».  
     На федеральном уровне принимаются решения урегулировать проблемные взаимоотношения административными наказаниями. Как сообщила Елена Клостер, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, 24 января вступили в силу внесенные в Закон о торговле изменения – будет действовать не оборотный штраф, а фиксированный – за нарушение договорных правил и несоблюдение сроков оплаты. И штрафы будут далеко не маленькими. 
     Тем не менее со сложностями приходится встречаться и розничным сетям. 
     «В период кризиса торговые сети пострадали, естественно, дебиторская задолженность возросла в несколько раз. Сейчас ритейлеры постепенно восстанавливают свою финансовую стабильность и платят быстрее, — сказала Ирина Арабьян, директор ООО «Система Чибис» (г. Кемерово). – Кроме этого, чтобы уменьшить дебиторскую задолженность необходимо принимать некоторые меры. Приходится «подчищать» с полок продукты, которые пользуются маленькой оборачиваемостью. В условиях, когда Закон запретил возвраты нереализованной продукции – это необходимый шаг. Куда девать продукцию, которая осталась нереализованной, но при этом с закончившимся сроком годности? Иногда мы сталкиваемся с обратной ситуацией – поставщики диктуют нам свои условия, и сетям приходится идти у них на «поводу». Потому что за продукт «голосует», прежде всего, покупатель своим рублем, и торговым сетям приходится брать на реализацию эту продукцию, даже не на выгодных для них условиях. 
       Как же все-таки договориться на взаимовыгодных условиях торговым сетям и поставщикам? Торговые сети советуют поставщикам уменьшить себестоимость услуг, выстраивать грамотную маркетинговую политику, способствующую конкуренции продуктов на рынке товаров и услуг. 
       Одним из основных барьеров к снижению себестоимости для поставщиков и производителей стало отсутствие своей налаженной логистики. Что же можно сделать на региональном уровне? Надежда Крылова, генеральный директор ЗАО «БизнесСтройЛига» (г. Новокузнецк) видит беспроигрышный вариант для производителей-переработчиков, а также представителей мелкой торговли в создании логистических центров в Кузбассе.
     «Логистика – дорогое удовольствие, потому что съедает львиную долю прибыли. Она выгодна только в том случае, если у компаний достаточно большие обороты. Поэтому создание логистических центров будет хорошим вариантом, — пояснила Надежда Крылова. – Тогда у поставщиков-производителей появится возможность торговать оптом и в розницу. На основе этих логистических центров можно постепенно создать производство и переработку. Получается, логистические центры будут представлять собой замкнутый цикл – от производства, переработки, хранения до реализации и логистики».
     Окончательные итоги работы агропродовольственной гильдии подвели на рабочей группе, которая  состоялась через несколько дней.  Разговор проходил в конструктивной форме. Горячие споры и взаимные упреки поставщиков и ритейла остались позади. В работе приняли участие Роман Романенко, председатель Агропродовольственной гильдии КТПП, Анатолий Волков, генеральный директор «Крестьянского хозяйства Волкова», Людмила Лебедянцева, первый заместитель председателя Кемеровского областного союза потребительских обществ, Ася Барановская, руководитель направления продовольственных товаров ООО «Система Чибис» и др.
    Особый акцент был сделан на том, как учесть интересы местных производителей товаров, плательщиков налогов в местный бюджет.
     Все участники единогласно пришли к решению о необходимости обратиться в органы региональной власти создать рабочую группу для проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка товаров местных производителей. Необходимо, прежде всего, отслеживать долю их присутствия на полках торговых сетей, проводить работу по увеличению этих показателей. Другое предложение направлено на выполнение обязательств по договорам поставок и оказания услуг, составленных в соответствии с требованиями закона о торговле. 
     В планах – составить типовой проект договора о поставках – в помощь кузбасским производителям и ритейлерам. Не секрет, что те типовые формы, что на сегодняшний день предлагают к свободному использованию крупные федеральные игроки (в Интернете их можно легко найти) содержат множество нарушений уже действующего закона о торговле. Кроме того, в ходе заседания гильдии прозвучало немало других интересных инициатив. Насколько они жизнеспособны и полезны – также предмет дальнейших встреч Кузбасской ТПП и Общественной палаты Кемеровской области.
 

  

Яндекс.Метрика