Menu Close

26.12.2023

Поддержать талантливых соотечественников

В Общественной палате Кузбасса проведен анализ проекта федерального закона №485458-8 «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об  образовании в Российской Федерации» и статью 17 Федерального закона «О  государственной политике в Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» в части расширения перечня лиц, имеющих право на прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета без вступительных испытаний.

Члены и эксперты Общественной палаты Кузбасса уверены, что формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи необходимо законодательное регулирование.

Общественники в ходе проведения общественной экспертизы высказали разные мнения. Одни считают, что представленный законопроект поможет решить некоторые проблемы. Законопроект расширяет перечень лиц, имеющих право на прием для обучении по программам бакалавриата и специалитета без вступительных испытаний членов сборных команд иностранного государства – победителей и призеров международных олимпиад. Это дополнение позволяет поддержать талантливых детей. Статья 17 учитывает изменения в отношении «соотечественников за рубежом» и объективно существующие различия в основаниях возникновения особых прав приема для получения ими высшего образования. Законопроект в полной мере согласуется с конституционными целями оказания поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности. Предоставление особых прав, при наличии выдающихся способностей, гражданам Российской Федерации и соотечественникам, проживающим за рубежом, обеспечение защиты их интересов и сохранение общероссийской культурной идентичности будет способствовать укреплению интеллектуального и кадрового потенциала страны.

Часть рецензентов выразили другое мнение, не поддержав законопроект. Они обосновали свою позицию рядом доводов.

Эти общественники считают, что авторы законопроекта подтверждают преимущественное право соотечественников за рубежом на образование в России. Однако, профессионально оценить целесообразность принятия законопроекта в предложенном варианте в настоящий период политической и экономической ситуации — сложно.

По их мнению, согласно пояснительной записке к законопроекту, разработчики приводят аргументы в пользу поддержки талантливых детей,  утверждая, что законопроект соответствует положениям международных договоров Российской Федерации, Договора о Евразийском экономическом союзе.

Однако, статьёй 71 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставлено право на прием без вступительных испытаний двум категориям. Это победители и призеры всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. При этом, несмотря на то, что целью данных законоположений является поддержка молодых талантов в интересах российского государства и общества, в системе действующего законодательства необоснованно исключается возможность воспользоваться соответствующим правом для находящихся в особой связи с Российской Федерацией талантливых детей, граждан РФ соотечественников, являющихся членами сборных команд иностранного государства, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. Тогда как Конституция Российской Федерации исходит из необходимости обеспечения государством правовых гарантий получения высшего образования на основе равенства и в зависимости от способностей.

Эти обстоятельства не позволили части экспертов согласиться с принятием представленного законопроекта. Им неясно, по какой причине наши соотечественники проживают не в Российской Федерации, где и кем они обучаются, связывают ли они своё будущее с Россией. Они задаются вопросом, не будет ли у российских талантливых детей, проживающих в России, проблем с квотой на поступление в ВУЗ.

Участники общественной экспертизы считают, что невозможно однозначно определить необходимость и актуальность принятия законопроекта в представленной редакции, так как им неясно, каких именно соотечественников за рубежом он затрагивает, останутся ли они гражданами Российской Федерации, насколько высока будет доступность и вероятность получения поддержки гражданами Российской Федерации, проживающими на территории России.

В заключении общественной экспертизы сделан вывод, что законопроект нуждается в существенной доработке. Заключение направлено в Общественную палату России и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроекта.

 

Яндекс.Метрика