Menu Close

26.09.2012

О практике применения законодательства в сфере социальной рекламы и благотворительности говорили сегодня за круглым столом в Общественной палате Кемеровской области.

С инициативой обсуждения данного вопроса с привлечением органов власти и общественности выступили представители ряда рекламных агентств, которые зачастую сталкиваются с проблемами законодательного и понятийного характера при определении того, что же такое «социальная реклама». Ответить на этот вопрос и выработать соответствующие рекомендации в сфере социальной рекламы собрались участники круглого стола. 

Открыла встречу секретарь Общественной палаты Кемеровской области Ирина Рондик. «В последнее время социальная реклама становится все более популярной в России, однако, несмотря на это, наша страна отстает в этом отношении от западных стран. На сегодняшний день оборот социальной рекламы в России, по предварительным подсчетам, составляет менее одного процента от общего объема российского рекламного рынка и не превышает суммы в 20 млн. долларов. Это значительно меньше, чем в США и других западных странах. Как правило, заказчиком социальной рекламы является государство. Оно же и финансирует социальные проекты. В США этим делом занимается Рекламный совет – неправительственная организация, существующая с 1942 года. Средства на социальную рекламу выделяют как частные фирмы, так и администрация. На Западе давно признан принцип, что если возникает серьезная социальная проблема, то для ее решения, помимо всего прочего, необходимо провести солидную и дорогостоящую рекламную кампанию. Поэтому государственные, некоммерческие и общественные организации каждый год готовы платить большие деньги на производство соответствующего продукта. Они понимают, что затраченные деньги не столь велики, если принять во внимание, что без социальной рекламы, которая растолковывает гражданам азы поведения, государству и остальным организациям пришлось бы потратить гораздо больше денег на компенсацию последствий их несознательности. Большинство корпораций, занимающихся социальной рекламой, действуют по принципу «профилактика дешевле, чем лечение». Именно этим объясняется столь обширный спектр проблем, для решения которых на Западе используют социальную рекламу. В России же список тем социальной рекламы значительно менее обширен», – отмечает Ирина Николаевна.

Она также привела данные исследования, посвященного оценке эффективности социальной рекламы, которое провел информационный канал Subscribe.ru, и в котором приняли участие около 1500 российских Интернет-пользователей, представляющих активную (месячную) аудиторию. По мнению каждого второго (51%) участника онлайн-опроса социальная реклама необходима россиянам, так как она призывает задуматься над актуальными социальными проблемами. Почти все (93%) представители этой группы респондентов выступают за увеличение объемов социальной рекламы в России. С другой стороны, 43% опрошенных полагают, что в настоящее время влияние социальной рекламы на российское общество невелико и допускают ее существование лишь теоретически. И еще около 5% российских Интернет-пользователей уверены в том, что на социальную рекламу никто не обращает никакого внимания, следовательно, в ней нет необходимости. Среди этих респондентов за увеличение объемов социальной рекламы в России выступают, соответственно, 69% и 5% респондентов.

Вместе с тем, наряду с теми проблемами, которые мешают развитию социальной рекламы, те, кто непосредственно каждый день работает в сфере производства и размещения  рекламы, испытывают определенные трудности с тем, что же считать «социальной рекламой». По словам одного из инициаторов обсуждения вопроса директора рекламного агентства «Пирамида», резидента Кузбасского медиаклуба Марины Гершун, в федеральном законе  «О рекламе» очень расплывчато сформулировано само понятие социальная реклама, чётко не разграничены признаки коммерческой и социальной рекламы, что дает возможность трактовать это понятие каждому по своему усмотрению.

Впрочем, в УФАС по Кемеровской области своё мнение на этот счёт. Как считает начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Елена Каминская, социальную рекламу от коммерческой отличить очень легко. «Социальная реклама – это реклама, которая побуждает не к покупкам, а к поступкам. К примеру, не курить, беречь природу и т. п. Социальная реклама помогает российским гражданам понять, что основополагающим фактором в процессе выбора должны стать простые человеческие ценности – здоровье, семейные взаимоотношения, социальное благополучие и т.д.

Острую дискуссию вызвал вопрос о недостаточном размещении социальной рекламы в региональных средствах массовой информации. Как-то решить проблему, по мнению представителей Фонда «Свобода», могла бы программа продвижения проектов социально значимых инициатив «Социально-активные медиа Кузбасса», разработанная Фондом. Они предложили участникам круглого стола с ней ознакомиться. 

Двухчасовое обсуждение вопроса не прошло зря. Участники встречи высказали много интересных предложений, которые станут основой при подготовке рекомендаций Общественной палаты региона в органы власти различных уровней. В их числе – создание специального Общественно-консультативного совета по вопросам социальной рекламы, который бы мог помогать в решении каких-то спорных вопросов; а также выработка механизма общественного участия на всех этапах производства и размещения социальной рекламы. Главный вывод, который сделали участники – социальная реклама должна быть не заказом государства, а должна отвечать запросам общества и решать те социальные проблемы, которые в обществе существуют. 

 

 

 

Яндекс.Метрика