Menu Close

26.08.2021

Общественная экспертиза

Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса, проведена правовая экспертиза  проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания публично-правовой компании «Фонд развития территорий» путём реорганизации Фонда ЖКХ и Фонда защиты прав дольщиков).

По мнению членов и экспертов Общественной палаты, реализация предлагаемых законопроектом решений не окажет негативных социально-экономических, организационно-правовых последствий для субъектов предпринимательской и другой экономической деятельности.

Вместе с тем, на их взгляд, проект документа имеет ряд положений, допускающих неоднозначное толкование и неясность для участников гражданско-правовых отношений.

Например, в законопроекте установлено, что имущество Фонда развития территорий принадлежит ему на праве собственности. Однако положением законопроекта предусмотрено, что в отношении определенного имущества Фонда Правительство РФ имеет право установить особый правовой режим, не допускающий обращения взыскания на него по требованиям кредиторов Фонда. Между тем, четкого алгоритма по включению такого имущества Фонда в установленный перечень законопроект не содержит. Данное обстоятельство  может привести к произвольному, неконтролируемому и даже ретроактивному включению такого имущества в перечень.

Не совсем понятен, в этом контексте, и термин «обращение взыскания». Означает ли он, в том числе, защиту имущественной массы Фонда, от виндикационных исков и исков, предполагающих реституцию, включая иски процедуры несостоятельности.

Члены и эксперты Общественной палаты также отметили, что подобное право учредителя по ограничению взыскания на имущество, если оно осуществляется без согласования с Фондом или без учета его мнения, имеет признаки ограничения права собственности Фонда. Термин «взыскание» в законопроекте не раскрыт, поэтому он может быть истолкован как еще один скрытый запрет для Фонда на отчуждение такого имущества, в том числе по гражданско-правовым сделкам, прекращающим обязательство.

В совокупности с предыдущими замечаниями, рассматриваемая норма законопроекта может создать условия для дискриминации контрагентов Фонда, поскольку она ограничивает эффективность защиты их имущественных прав.

В целом, сделанные проводившими экспертизу специалистами замечания формируют критическое отношение к соблюдению принципа имущественной самостоятельности Фонда, как юридического лица – участника хозяйственного оборота.

Несмотря на отмеченные недостатки, в заключении общественной экспертизы предлагаемой редакции законопроекта дана положительная оценка, при условии их устранения.

Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроекта.

Яндекс.Метрика