Проект изменений принципов организации местного самоуправления
нуждается в доработке и требует более точных формулировок.
Общественная палата Кемеровской области – Кузбасса провела правовую экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и представила экспертное заключение в Президиум Совета общественных палат России Общественной палаты Российской Федерации. Заключение несет в себе несколько существенных замечаний и предложений.
В частности, законопроект предлагает отнести обеспечение деятельности общественных палат (советов) муниципальных образований к правам органов местного самоуправления по решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения; обозначает круг прав общественных палат муниципальных образований; предусматривает определённые требования к порядку формирования общественных палат муниципальных образований. Хотя, в статье 12 Федерального закона № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», прямо указано, что общественные палаты (советы) муниципальных образований осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами о соответствующих общественных палатах.
Очевидно, что нормы Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не указаны в качестве правовой регламентации деятельности общественных палат муниципальных образований в Федеральном законе № 212-ФЗ и рассматриваемый законопроект не может быть принят без внесения изменений в статью 12 этого Закона.
Кроме того, части 1 — 4 законопроекта, относящие вопросы организации и деятельности общественных палат (советов) к компетенции различных муниципальных образований, не содержат достаточной определённости в вопросе о том, какой орган местного самоуправления будет осуществлять организацию и обеспечение общественной палаты: представительный или исполнительный. Для эффективности предлагаемых норм и устойчивости системы общественных палат муниципалитетов этот вопрос нужно решить на этапе обсуждения.
Самые объемные замечания внесены в часть 5 законопроекта, предлагающей дополнить действующую редакцию Федерального закона № 131-ФЗ статьей 27.2, и нуждающейся в существенной корректировке.
Во-первых, статью 27.2 предлагается поместить в главу 5 Закона, посвященную вопросам непосредственного участия и осуществления местного самоуправления гражданами. Однако институт общественного контроля не является институтом «…непосредственного осуществления…», его цели и задачи иные, более подходящие для помещенияновеллы в главу 11 Федерального закона № 131-ФЗ.
Во-вторых, фраза «…некоммерческие организации, пользующиеся доверием…», не может быть использована в тексте нормативного акта, как неопределённая и неоднозначная.
В-третьих, признак «…осуществляющие деятельность…» также является неопределённым, допускающим ограничительное толкование. Например, исходя из её смысла, нельзя сделать вывод, являются ли межрегиональные или российские некоммерческие организации «местными». Следует также отметить, что часть 3 указанной статьи при описании процесса выдвижения кандидата в члены общественной палаты, таких цензов не содержит, что также создаёт неопределённость и разночтение в использовании терминологии «местные общественные организации».
Замечание сделано и к фразе «…целью деятельности которых является содействие решения вопросов местного значения…» в части 3 статьи 27.2. Она не несет необходимой определённости и позволяет субъективно трактовать любую деятельность общественных объединений и некоммерческих организаций, как ограничивающую право на выдвижение кандидатов, так и, наоборот, наделяющую таким правом. При этом чётких критериев фраза не содержит.
Часть 5 статьи 27.2 законопроекта, кроме прочего, содержит двусмысленную формулировку, касающуюся требований к члену общественной палаты (совета) муниципального образования. С одной стороны, норма предлагает установить эти требования уставом муниципального образования, с другой — говорит, что все требования должны быть идентичны требованиям, установленным законом субъекта РФ для его общественной палаты.
Между тем, требования к члену муниципальной общественной палаты, порядок осуществления его полномочий и иные существенные условия, не могут быть идентичны правовому содержанию статуса члена общественной палаты субъекта РФ. Самостоятельность местного самоуправления не подразумевает прямую аналогию закона актам и институтам органов власти государственного уровня.
Итогом проведения Общественной палатой Кемеровской области — Кузбасса правовой экспертизы стало заключение о том, что проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в представленной редакции нуждается в существенной корректировке и не может быть рекомендован к принятию.