Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса, рассмотрев проект федерального закона № 853424-8 «О внесении изменений в Федеральный закон ”О ветеранах”», считают, что проект актуализирует правовое регулирование отношений в сфере социальной поддержки ветеранов путем расширения перечня категорий лиц, относящихся к ветеранам боевых действий и инвалидам боевых действий, нуждающихся в государственной поддержке в силу причин возрастного характера и состояния здоровья.
Конституционным Судом РФ в постановлении от 22.11.2013 № 25-П «По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан…» выражена позиция, согласно которой дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1, 2) и 55 (часть 3), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.
Однако в постановлении Конституционного Суда РФ от 16.11.2017 № 29-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих…» указано, что федеральный законодатель не освобождается от обязанности поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые, требуют для субъектов права не вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории.
Из приведенных правовых позиций следует, что гражданам, принимающим участие в СВО и выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, гарантируется поддержка, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, а также система мер социальной поддержки членам семьи погибших (умерших) в ходе СВО граждан. При этом указанные условия в равной мере распространяются и на участников, выполняющих задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Несмотря на обоснованность и актуальность предлагаемого законопроекта, имеются следующие замечания, которые требуют доработки.
В боевых действиях помимо указанных в законопроекте лиц принимают участие также иные категории лиц, в том числе граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (далее – Закон РФ № 61-ФЗ). В соответствии с пунктом 10 статьи 22.1 Закона РФ № 61-ФЗ, граждане Российской Федерации, пребывающие в добровольческих формированиях, по своему статусу могут быть приравнены к военнослужащим.
Соответственно, социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации для военнослужащих указанной в законопроекте категории и членов их семей, также могут быть предоставлены гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, и членам их семей.
Кроме того, Федеральным законом от 14.07.2022 № 281-ФЗ к числу ветеранов боевых действий отнесены лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24.02.2022, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам. Данная категория лиц и членов их семей, на которых могут быть распространены установленные гарантии и компенсации, в предлагаемой редакции подпункта 1.1 пункта 1 статьи 3 и подпункта 2.1 статьи 4 Закона РФ № 5-ФЗ законопроекта также отсутствует.
Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса считают, что необходимо гарантированно обеспечить социальную защиту тех, кто отстаивал и отстаивает интересы страны и мужественно защищает ее территорию, в связи с этим законопроект нуждается в корректировке.