Проблему взаимодействия предприятий агропромышленного комплекса Кузбасса с торговыми сетями участники заседания рассмотрели в первую очередь.
Напомним, данный вопрос, в той или иной мере, уже выносился на повестку дня заседаний Агропродовольственной гильдии при КТПП, где в свое время была представлена следующая позиция кузбасских предприятий по производству и переработке сельзхозпродукции: с одной стороны, сотрудничать с крупными сетями им выгодно (увеличивается объем продаж, сокращаются сроки реализации), с другой стороны – нет, т.к. крупные сети делают большую накрутку на продукцию, снижая тем самым привлекательность цены для потребителя. Сегодняшняя ситуация усугубилась тем, что ритейлеры, ссылаясь на кризис мирового фондового рынка, и сложность получения в связи с ним кредитов в банках, резко сократили выплату предприятиям АПК региона за уже реализованный товар.
Елена Мазанько рассказала о мерах, которые предпринимаются на уровне региона по выходу из ситуации. По ее мнению, «чтобы минимизировать зависимость от крупных торговых сетей необходимо объединять наших товаропроизводителей продовольствия по основным группам продуктов в союзы, создавать альтернативу торговым сетям, организовывать «выездную» торговлю, активно использовать т.н. «магазины на колесах». Елена Ивановна сообщила, что на сегодняшний день на уровне области проводятся мероприятия по выделению площадок, где будет представлена продукция местных товаропроизводителей по ценам от товаропроизводителей, принято решение о строительстве 20 сельскохозяйственных рынков в городах и районах региона.
О технической регламентации безопасности продуктов питания рассказал Салават Иткулов. Он сообщил, что уже принятые на уровне РФ технические регламенты (на молоко), равно как и те, что находятся в разработке (на табачную и масложировую продукцию), направлены на то, чтобы сделать продукцию АПК страны более конкурентоспособной по качеству, ценам, что, в конечном счете позволит снизить давление со стороны внешних рынков. Однако, по мнению областных чиновников, быстрого результата ожидать не приходится, так как на «обкатку» техрегламентов уйдет еще немало времени.
Много спорили агропромышленники о том, как непросто им выстоять в современных рыночных условиях, о проблемах кредитования малого и среднего бизнеса в отрасли, а также отпускных ценах. «Сегодня бутылка минеральной воды стоит дороже, чем пакет молока такой же емкости, — высказывались участники заседания, члены агропродовольственной гильдии, — Если так продолжится дальше, многим из нас не избежать банкротства».
В ходе заседания, наряду с жаркими выступлениями и риторическими вопросами «что делать» и «как быть», прозвучали и вполне конкретные предложения. К примеру, на уровне региона поставить перед сетями вопрос о продовольственной безопасности региона, для чего на уровне муниципальных образований рассчитать критическую долю крупных торговых сетей по отношению к доле мелких розничных сетей, проанализировать динамику объемов по производству продуктов питания кузбасскими предприятиями, потребительскими организациями, личными подсобными хозяйствами и т.д.
Резюмировала выступления участников встречи президент Кузбасской ТПП, член Общественной палаты Российской Федерации Т.О. Алексеева (Татьяна Олеговна). Она сообщила, что вопрос развития АПК страны поднимался в течение нескольких лет на многих дискуссионных площадках, мнения на которых звучали самые разные, иногда противоречащие друг другу. «Вопрос продовольственной безопасности очень важен и на уровне страны, и на уровне региона, — сообщила Татьяна Алексеева, — Чтобы населению было, что поставить на стол завтра, необходимо сегодня и сейчас решать проблемы отрасли сообща».
По итогам заседания Агропродовольственной гильдии было принято решение о создании при Гильдии рабочей группы, задачами которой станет поиск решений для развития агропродовольственного сектора региона, выработка предложения для Антикризисного штаба при губернаторе Кемеровской области, а именно: разработка трехстороннего Соглашения между Администрацией Кемеровской области, сельхозтоваропроизводителями, предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности и розничными сетями.