Порядок выдачи и отзыва квот на вылов биоресурсов требует доработки
Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса, проведена правовая экспертиза проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов».
Мнения разделились. Если одни участники общественной экспертизы считают законопроект актуальным и обоснованным, выполняющим все аспекты пояснительной записки, то большинство других с предложенными нововведениями не согласны и указывают на ряд существенных недочетов, требующих корректировки.
В частности, в проекте вводится новое основание для принудительного прекращения права на добычу водных биологических ресурсов.
Если лицо в течение двух лет подряд реализует менее 70% совокупного объема квот добычи, представленных на инвестиционные цели, оно принудительно лишается права на вылов водных биологических ресурсов.
Однако, в настоящий момент, в соответствии с примерной формой договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи ВБР, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства, уже установлены требования к лицу, осуществляющему вылов ресурсов в инвестиционных целях, и возможные негативные последствия в случае неисполнения этих требований в виде штрафа в размере финансового обеспечения.
В итоге, предлагаемые нововведения могут повлечь ужесточение санкций для субъекта рыболовства за неисполнение договорных обязательств.
В целом, применительно к рассматриваемым нормам законопроекта, непонятен период вступления его норм в силу относительно длящихся правоотношений, в том числе и по квотированию вылова ВБР. Никаких переходных или адаптационных законоположений проект документа не содержит, это неминуемо приведет к коллизии и создаст условия для коррупционных проявлений.
Кроме того, предлагаемые изменения устанавливают промежуток времени в виде двух лет подряд, по истечении которых будет происходить контроль объема добычи. При этом, остается неясным, каким образом будет происходить механизм исчисления указанного временного промежутка и является ли он возможным для реализации инвестиционных целей.
Относительно соразмерности двухлетнего срока у проводивших экспертизу общественников также возникли вопросы. По логике законопроекта, в течение указанного срока субъект может нарушать условия квотирования абсолютно безнаказанно, что неприемлемо.
В законопроекте недостаточно проработано введение второго этапа распределения инвестиционных квот, в том числе, в виде добычи моллюсков и прочих водных беспозвоночных.
Во-первых, в настоящее время, первый этап инвестиционных проектов еще не завершен и провести анализ последствий для рыбохозяйственной и судостроительной отраслей не представляется возможным, в связи с чем, указанное нововведение будет преждевременным.
Во-вторых, относительно действия во времени норм законопроекта следует еще раз указать, что его нормы создают неопределенность правоотношений, на которые они распространяются.
В-третьих, согласно пояснительной записке, в рамках квоты планируется распределение морских гребешков, трубачей, морских ежей и трепанга, однако, нормы законопроекта не раскрывают понятия прочих водных беспозвоночных, что, безусловно, способствует правовой неопределенности.
Члены и эксперты Общественной палаты Кузбасса сочли, что нововведения приведут к лишению возможности субъектов малого и среднего бизнеса быть конкурентоспособными с крупнейшими компаниями рыбного бизнеса, что также повлечет лишение их производственного ресурса, исключение из соответствующих правоотношений и товарооборота, а совокупность этих обстоятельств, впоследствии, приведет к монополизации рынка.
В настоящее время, вся квота по вылову моллюсков распределена по историческому принципу, а основную часть работающих в данном секторе предприятий занимают субъекты малого и среднего предпринимательства. Законопроект в текущей редакции создаст преференции для крупных рыбопромышленных предприятий и приведет к экономической гибели рыбодобывающих компаний — представителей МСП.
Согласно данным Всероссийской организации рыбопромышленников, в данный момент 86 предприятий имеют квоту на добычу моллюсков, из них 84 относятся к субъектам МСП. В случае проведения аукционов и соответственно изъятия 100% квот на добычу моллюсков у нынешних обладателей, по данным указанной организации, 62 предприятия рискуют вообще прекратить свою деятельность.
В связи с этим, члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса сочли, что подобный протекционизм крупных холдингов недопустим и оптимальным решением будет доработка законопроекта с возможным закреплением предельного размера долей квот водных биоресурсов, который может быть закреплен за одной компанией или группой компаний.
Законопроектом предусматриваются положения, согласно которым право на добычу моллюсков и прочих водных беспозвоночных предоставляется на пятнадцать лет лицу, с которым заключен соответствующий договор. В случае проведения аукциона до 1 ноября года, в котором проводится аукцион — с 1 января следующего года. В случае проведения аукциона после 1 ноября года, в котором проводится аукцион — с 1 января второго года, следующего за годом проведения аукциона.
Предлагаемые законопроектом сроки общественники посчитали необоснованными. Отсутствие четких сроков, исчисляемых календарными днями, влечет правовую неопределенность, а также может повлечь простой предприятий, готовых к выполнению условий по договору вылова моллюсков и прочих водных беспозвоночных, однако, не успевших вовремя подать заявку на аукцион.
По мнению участников общественной экспертизы, законопроект, бесспорно, является ключевым в рыбопромышленной отрасли, устанавливающий и закрепляющий новые возможности для субъектов рыболовства, однако столь глобальную перестройку правоотношений в ограниченный срок, они посчитали невозможной.
Более того, применение законопроекта к длящимся правоотношением абсолютно не проработано, а текст законопроекта содержит чрезмерное количество отсылочных норм, что влечет сложность правового анализа формулировок предлагаемых положений.
С учетом всех этих доводов, в заключении общественной экспертизы сделан вывод о том, что законопроект нуждается в концептуальной и правовой доработке и в предложенном варианте он не может быть рекомендован к принятию.
Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроекта.