Члены Общественной палаты Кемеровской области рассмотрели различные аспекты социализации несовершеннолетних правонарушителей.
Семинар-совещание по данному вопросу прошел в Кемеровской специальной общеобразовательной школе имени Э.Г. Фельде (с. Верхотомское), в которой не понаслышке знают, как трудно сформировать правильные ценности у сбившихся с пути подростков.
«Верхотомская школа – уникальное учреждение, в котором по сравнению с аналогичными школами в соседних регионах самая эффективная система перевоспитания», — заявила заместитель председателя комиссии Общественной палаты по развитию образования Нина Бублик. — В школе сформированы определенные традиции, которые позволяют добиться максимальных результатов по реабилитации и социализации «трудных» подростков».
Тем не менее, несмотря на достаточно высокие показатели, руководство школы постоянно сталкивается с рядом проблем.
«Зачастую для несовершеннолетних правонарушителей судом устанавливаются чересчур маленькие сроки пребывания в нашей школе: от трех до пяти месяцев, — рассказал директор школы Александр Шупиков. — Однако многолетняя практика показывает, что процесс перевоспитания должен длиться не менее года, особенно в таких запущенных случаях, когда 11-12-летние подростки даже не умеют читать! С такими ребятами необходима тщательная работа, которую в сжатые сроки провести просто невозможно. Среди ребят же, проучившихся в нашей школе минимум год, частота рецидива крайне низкая: более 70 % выпускников устраиваются на постоянную работу и в дальнейшем не совершают правонарушения».
Одним из основных препятствий на пути перевоспитания «трудных» детей и подростков является слабо налаженное межведомственное взаимодействие образовательных учреждений, комиссий по делам несовершенно летних, органов судебно-правовой системы и других заинтересованных структур. Кроме того, отсутствие индивидуализированного подхода зачастую приводит к тому, что по отношению к тому или иному подростку применяются недостаточные воспитательные меры, и ребенок очень скоро возвращается в ту же среду, к привычному девиантному поведению.
Участники совещания единогласно отметили, что для более эффективной борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних необходимо усилить профилактическую работу с семьями и активнее развивать организацию общедоступных форм досуга детей и подростков.
«Сегодня в стране можно наблюдать усилившееся социальное расслоение общества, вследствие чего многим семьям становится недоступным большинство кружков и секций. В результате главным воспитателем детей становится «улица», — отметил руководитель межкомиссионной рабочей группы по организации экспертной деятельности Общественной палаты Николай Янкин. — В таких условиях дети начинают самостоятельно искать формы досуга и, следуя примеру взрослых, начинают употреблять алкогольные напитки. В основном это, конечно, касается детей из неблагополучных семей».
Согласно проведенному кузбасской Общественной палатой опросу, несмотря на все меры, принятые федеральными и региональными властями, приобрести алкогольную продукцию по-прежнему не составляет особого труда для подростков. Так считают 73 % респондентов. При этом всего 21 % считает, что эффективным методом ограничения доступа несовершеннолетних к алкогольной продукции является введение более строгих мер наказания для тех, кто продает алкоголь детям и подростков. 27 % отметили, что необходимо предоставлять детям альтернативные способы времяпрепровождения посредством строительства спортивных сооружений и площадок, а 52 % уверены, что именно взрослые должны подавать позитивный пример и приобщать детей к здоровому образу жизни.
Таким образом, наиболее эффективным направлением в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних участники совещания сочли целенаправленную совместную работу всех заинтересованных структур по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни, формированию духовно-нравственных ценностей и развитию устойчивых жизненных интересов. Для достижения максимально высоких результатов в данном направлении необходимо развивать институт общественных воспитателей и волонтеров, разработать ряд нормативных актов, в том числе касающихся регламентирования работы комиссий по делам несовершеннолетних. Эти и другие предложения будут переданы в органы законодательной и исполнительной власти.