Menu Close

19.07.2023

Необходим единый реестр

Члены и эксперты Общественной палаты Кузбасса рассмотрели проект федерального закона «О внесении изменений в статью 31.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Рецензенты пришли к единому мнению о важности, актуальности и необходимости его принятия.

Сведения о поддержке, предоставленной социально ориентированным некоммерческим организациям – СО НКО, сегодня нигде не обобщаются. Требуется поиск необходимой информации в разных реестрах, количество которых достигает полутора тысяч. Десять реестров СО НКО ведут федеральные исполнительные органы, 254 — региональные, 1019 — структуры местного самоуправления.

Создание единого реестра СО НКО позволит государственным органам, гражданам и организациям в оперативном режиме получать доступ к полной информации об оказанных мерах поддержки. Это повысит прозрачность сектора, даст возможность сформировать аналитическую базу для совершенствования государственных мер поддержки некоммерческой сферы, включить в нее организации, которые занимаются решением социальных проблем — оказывают помощь людям с инвалидностью, многодетным семьям, беженцам, мигрантам, а также потребует включения информации только в единый федеральный перечень, без внесения её в разные реестры.

У предлагаемых поправок может быть и антикоррупционный эффект.  Были зафиксированы случаи, когда ведомства на внеконкурсной основе распределяют субсидии. Поэтому, общественники полагают, что обществу необходимо знать, кто является получателем денежных средств, ведь отчисления из бюджета финансируют граждане за счет своих налогов.

Кроме прочего, информация о возможных нарушениях грантовых или иных договоров,  повлечет повышение исполнительской ответственности организаций.

Отмечено, что реестр привнесет прозрачность и открытость в деятельность организаций, скрывающих информацию об источниках финансирования и об их финансировании в целом.

Информация об организации в перечне получателей господдержки предоставит возможность оценить уровень и  качество ее работы, умение конструировать и реализовывать проекты, предоставление отчетных документов по ним.

Детальный анализ представленного законопроекта в целом замечаний не вызвал, однако, внимание привлек пункт 5 ст. 31.2.

Этим пунктом предусмотрено, что сведения о СО НКО и мерах полученной ими поддержки «вносятся такими органами и организациями с использованием официального сайта уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи».

Из буквального толкования этой нормы следует, что СО НКО вносят значимую информацию сами о себе, без проверки её соответствия реальным мерам поддержки, их объему и предметам.

Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен принцип достоверности информации. Единый реестр СО НКО является информационной, общедоступной базой данных, сведения которой должны быть достоверными. Участники общественной экспертизы полагают, что предлагаемый законопроектом способ внесения информации без её верификации не отвечает принципу достоверности.

Отмечено также, что предлагаемая норма не предусматривает процедуры изменения и удаления информации, внесенной в реестр, в случаях, когда установлено её несоответствие фактическим обстоятельствам.

Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроекта.

 

 

Яндекс.Метрика