Menu Close

18.03.2011

           О перспективах развития машиностроительного комплекса Кузбасса говорили участники круглого стола, прошедшего сегодня в Общественной палате Кемеровской области.
           В обсуждении вопроса приняли участие депутаты областного совета, представители администрации Кемеровской области, муниципальных образований, науки, руководители машиностроительных предприятий, средства массовой информации.
          «Последние пять лет в новейшей истории нашей страны характеризуются большим интересом и повышенным вниманием власти, бизнеса и гражданского общества к вопросу развития машиностроения как фундаментальной отрасли промышленности. В настоящее время на машиностроительных предприятиях региона трудится почти втрое меньше специалистов, чем в начале 90-х годов, а доля машиностроения в ВРП составляет всего около 3 %. Утрачены интеграционные связи, а кузбасское машиностроение по сути все больше превращается в сервисный ремонтный комплекс. Думаю, такую ситуацию можно изменить, тем более что у кузбасских предприятий есть потенциал. Надеемся, что обсуждение, оценка состояния проблем и перспектив развития кузбасского машиностроения в ходе сегодняшнего круглого стола позволит выработать конкретные предложения и пути решения сложных задач модернизации промышленного комплекса и экономики региона», — отметил председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской области по науке и инновациям Александр Копытов, открывая заседание.
          Об основных проблемах в сфере машиностроения рассказал начальник отдела машиностроения Департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области Андрей Гребенников. «За 20 лет в машиностроительном комплексе накопилось немало проблем. Это, прежде всего, государственная нагрузка, налоги и ограниченный доступ к кредитным ресурсам. Именно из-за этих ограничений мы во многом проигрываем другим странам. Были попытки исправить ситуацию. Несколько лет назад Анатолий Квашнин заставил все регионы СФО разработать программы по специализации на той или иной промышленности. Сейчас поддержка оказывается только в рамках специализации и кооперации, а не как во времена СССР – всем подряд. Ставки кредитов для юридических лиц составляют от 7 до 17 %. Только крупные холдинги могут себе позволить такой кредит».  
            О законодательном обеспечении деятельности промышленных и инновационных предприятий говорила вице-президент Кузбасской торгово-промышленной палаты, депутат Совета народных депутатов Кемеровской области Марина Шавгулидзе. По ее словам в Кузбассе, как и в России в целом, существует серьезная законодательная база поддержки инновационной деятельности — законы «Об инновационной политике», «О поощрении ученых, участвующих в инновационной деятельности», «О технопарке», «О развитии малого и среднего предпринимательства» и др. В Кузбассе активно функционирует технопарк, и что важно, для его резидентов установлены максимальные налоговые льготы. Она также отметила, что в настоящее время рассматривается проект федерального закона «Об инновационной деятельности» и предложила присутствующим поучаствовать в его обсуждении и внести свои предложения.  Кроме того, Марина Шавгулидзе рассказала о том, что в России уже в течение нескольких лет создаются центры субконтрактации (сейчас в стране их 35) которые призваны способствовать развитию кооперативных связей между промышленными предприятиями, организациями сферы услуг, потребления и т.д. «В Центре осуществляется информационное обслуживание, сведение исполнителей и заказчиков, организация встреч, поиск оборудования и помещений. Взаимодействие с Центром позволяет сэкономить на многих пунктах деятельности предприятия, увеличить нагрузку производственных мощностей, решить проблему сбыта продукции. Однако все еще существует проблема поиска партнеров из-за плохой информированности субъектов бизнеса, решить эту проблему могли бы помочь государство и гражданское общество», — отметила Марина Геннадьевна.
            В числе основных проблем современного машиностроения была названа и кадровая проблема. Не секрет, что технические специальности уже несколько лет мало популярны среди молодежи. Декан механико-машиностроительного факультета Кузбасского государственного технического университета Андрей Кречетов в этой сфере выделил такие проблемы как качество инженерного образования и демографический спад и снижение престижа технических специальностей. «Решить проблему можно через возвращение к опыту СССР – взаимодействие студента и предприятия уже в период обучения. К сожалению, в настоящее время производственная практика проходит лишь формально. Предприятия зачастую не желают вкладывать усилия и деньги, отвлекать от работы специалистов для подготовки студента, который вероятно не будет работать у них после окончания учебного заведения. Решением данной проблемы может стать целевая подготовка, заключение договора между предприятием, учебным заведением и конкретным студентом. Здесь уже есть определенный опыт взаимодействия КузГТУ и Анжеромаша. Что касается демографической ситуации, то уже несколько лет подряд нам с трудом удается закрывать бюджетные места. Из-за низкого конкурса приходится брать даже не самых лучших абитуриентов, ведь если бюджетные места не будут закрыты, их сократят, что приведет к нехватке кадров в перспективе».
            Этой проблемой обеспокоены и в Ассоциации машиностроителей Кузбасса, которая была создана буквально год назад и на сегодняшний день ставит перед собой серьезную задачу содействия развитию машиностроительной отрасли. Исполнительный директор Ассоциации машиностроителей Кузбасса Сергей Никитенко обозначил основные задачи и трудности, в решении которых Ассоциация оказывает помощь машиностроителям. В их числе продвижение продукции, увеличение научной составляющей, поиск финансирования, обеспечение бизнес кооперации не только в регионе, но и за ее пределами. По его словам, у кузбасских машиностроителей есть много хороших разработок, нужен лишь правильный подход в их реализации.
            Помимо внутренних проблем машиностроителей была названа и проблема внешняя, а именно импорт из Китая, с которым сложно конкурировать. И в этой связи участниками было отмечено, что без хороших инженерных разработок, без широкомасштабного переоборудования отрасли, без профессиональных кадров будущего у кузбасских машиностроителей нет.
            В рамках круглого стола были высказаны интересные предложения по совершенствованию и развитию отрасли, которые станут основой при подготовке рекомендаций Общественной палаты. Рекомендации, в свою очередь, будут направлены в органы законодательной и исполнительной власти регионального и федерального уровней, Общественную палату РФ и опубликованы на сайте региональной Общественной палаты.
 
 
  
Яндекс.Метрика