Menu Close

17.09.2020

Общественная палата Кемеровской области-Кузбасса рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации».

По мнению региональной Общественной палаты, вопрос о русском языке, как государственном языке Российской Федерации, является одним из ключевых в языковой политике современной России. Это подтверждает и тот факт, что российское языковое законодательство, в частности посвящённое русскому языку, постоянно развивается, дополняется и совершенствуется, и в настоящее время оно вслед за старейшим в мире французским языковым законодательством, стало одним из самых разработанных, значительных и масштабных в мировой юридической практике. Языковое законодательство Российской Федерации оценивается российскими и иностранными специалистами как в целом соответствующее международному. Все это красноречиво свидетельствует о том, что государственная поддержка русского языка является частью борьбы за государственную безопасность и отвечает стратегическим интересам России. Помимо общей задачи совершенствования российского законодательства о языках, назрела необходимость обобщить накопленные знания и изложить принципы языковой политики в новом законе.

Члены и эксперты Общественной палаты региона считают, что вносимые изменения в действующий Федеральный Закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» обоснованы с точки зрения объединяющей роли русского языка, как государственного языка Российской Федерации, в едином многонациональном государстве,  и направлены на создание единых требований к знанию русского языка всех государственных и муниципальных служащих. При этом необходимо обеспечить защиту и сохранение языков отдельных народов, населяющих территорию Российской Федерации, как многонациональную страну.

По мнению членов региональной общественной палаты, наделение Правительства Российской Федерации дополнительными полномочиями само по себе не вызывает негативной оценки при условии, что для проработки подзаконных актов будет привлекаться представительное научное сообщество в сфере изучения и совершенствования русского языка. Помимо этого, необходимо обеспечить возможность альтернативной экспертизы на случай, если рекомендации Правительственной комиссии по русскому языку будут представляться неверными либо приводить к примитивизации русского языка.

При оценке законопроекта настороженность вызывает возможность закрепления требований о квалификационном экзамене по русскому языку для государственных служащих отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, с учётом статуса языка местных народов.

В то же время, необходимость такого требования к первым лицам государственной власти субъектов Российской Федерации очевидна.

Анализируя проект закона,  члены и эксперты региональной общественной палаты отметили, что с учетом сегодняшних современных реалий внесение изменений в статью 1 часть 3 позволит максимально оперативно вносить изменения, дополнения в существующие списки словарей, грамматик и справочников, содержащих нормы современного русского языка, а также в правила русской орфографии и пунктуации, что в целом положительным образом отразится на общем уровне грамотности граждан, а также на соблюдении всеми должностными лицами правил и норм современного русского литературного языка.

Общественная палата Кемеровской области – Кузбасса, помимо положительных моментов, обозначает и несколько замечаний к проекту федерального закона.

В качестве основного замечания следует отметить неопределённость в вопросе о том, с какого момента предполагается ввести в действие предлагаемые новеллы. В первую очередь это касается статьи 4.1 законопроекта, которая фактически устанавливает новый ценз владения государственным русским языком для соискателей должности государственной службы. Данное обстоятельство требует уточнения или расшифровки.

Также, взаимосвязанной с указанной выше проблемой является применимость ценза владения государственным русским языком не только для соискателей государственной службы, но и для лиц, уже имеющих статус государственного служащего и проходящих процедуру его подтверждения (аттестации).  Рассматриваемая норма статьи 4.1 такого правила не содержит, что не может являться правильным и системным. Практика содержит множество примеров недостаточного уровня владения служащими навыками устной и письменной русской речи.

Законопроект, как и действующий Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» упоминает в своём тексте (статья 1) о «литературном» русском языке. Тем не менее, самого понятия русского языка и его литературной формы, закон не содержит. Практическое значение этого пробела можно проиллюстрировать на первый взгляд, парадоксальной ситуацией, когда чиновник в своей публичной речи или документе употребляет жаргонизмы или слова иностранного происхождения, которые не являются «литературным русским языком». Соответственно, предоставляемая чиновником или органом государственной власти информация, не отвечает требованиям законности и может быть при определённых основаниях признана недопустимой. Согласно общей концепции предлагаемого законопроекта подобное поведение является прямым нарушением законодательства о русском языке, как государственном языке России.

При обращении к тексту Постановления Правительства РФ от 23.11.2006 № 714 (ред. от 08.08.2020) «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации» очевидно, что под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил, их употребление в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации. Данная дефиниция не отвечает на вопрос о том, в каких случаях русский язык является литературным, а в каких нет. В озвученной формулировке подзаконного акта, наблюдается пример тавтологии – под современным русским литературным языком понимается русский литературный язык, используемый как государственный русский литературный язык.

Следует также отметить, что Постановление Правительства РФ употребляет в своём тексте термин «современный литературный язык», что с точки зрения юридической казуистики также выглядит недостаточно чётким. С какого момента язык перестает быть современным? Как отвечать на этот вопрос рядовому гражданину, не обладающему филологическим образованием?

Помимо перечисленного, члены и эксперты региональной общественной палаты обратили внимание на то, что проект документа не содержит каких-либо выводов о необходимости дополнительного финансирования предлагаемых изменений. В частности, разработка тестов для соискателей должности государственных служащих по владению русским языком, обязательно повлечёт необходимость несения бюджетных расходов.

По результатам проведенной экспертизы Общественная палата Кемеровской области – Кузбасса сформировала замечания и направила их в адрес Общественной палаты Российской Федерации в рамках дальнейшего обсуждения проекта федерального закона.

Scroll Up
Яндекс.Метрика