Как стать добровольцем, кому можно помочь, чему научиться, как помогает опыт добровольческой деятельности в профессиональном и жизненном становлении человека. На эти и другие вопросы по теме добровольчества ответила заместитель секретаря Общественной палаты Кемеровской области Ирина Рондик в рамках Интернет пресс-конференции, проводившейся на сайте Бюро экспресс новостей.
Существует ли на федеральном или региональном уровне осмысленная стратегия развития, стимулирования добровольчества? Есть чёткое понимание: зачем нам это всё, и каким оно должно быть в идеале, к чему надо стремиться? Или это всё просто стихийные проявления активности?
Сложный вопрос. Хочется ответить: и да, и нет. Судите сами… Относительно недавно, 30 июля 2009 года, Распоряжением Правительства РФ одобрен такой документ, как «Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации», в котором дано чёткое определение добровольчества, сформулированы основные направления его развития. Так что о стихийности говорить не приходится. Однако механизмы реализации положений Концепции, носящей для органов исполнительной власти регионов рекомендательный характер, на практике не разработаны. Нужна нормативная база, чтобы пожелания и «идеалы» отобразить в действительности. А этого пока нет, хотя серьёзные шаги в этом направлении в Кузбассе делаются. Нужно широкое информирование населения о сути добровольчества. Этого тоже нет: многие наши СМИ твёрдо уверены, что рассказ о том, как кто-то кому-то бесплатно помог – это реклама, за которую нужно платить по коммерческим расценкам.
Так что понимание, осмысление – это то, над чем нам всем ещё работать и работать. Искренне надеюсь, что наше общение – это тоже определённый шаг к обретению этого понимания.
Кто оплачивает работу благотворительных и общественных организаций Кемеровской области?
Вопрос сформулирован не очень чётко. Начнём с того, что у каждой организации своя история. Если Красный Крест существует уже более 100 лет, то, разумеется, у такой организации есть собственность, доходы, платные услуги. То же можно сказать о ДОСААФ России, Всероссийском обществе инвалидов, Российском Союзе Молодёжи. То есть часть расходов возмещается за счёт «самоокупаемости». Однако подчеркнем, что все доходы идут исключительно на некоммерческие цели, чётко обозначенные в Уставе каждой организации. Устав регистрирует Министерство юстиции РФ, оно же осуществляет контроль и проверки деятельности общественных организаций.
В Кузбассе многие социальные проекты поддерживаются профильными департаментами Администрации Кемеровской области: социальной защиты, образования и науки, охраны здоровья населения. То есть финансирование ряда мероприятий заложено в региональных целевых программах. Многое также удаётся сделать, благодаря партнерским отношениям с крупными компаниями, ведущими социально ответственную политику.
Некоторые организации живут «от гранта до гранта», причём чаще всего в полученном гранте расходы на администрирование (в них входит зарплата привлечённым к реализации проекта специалистам) очень невелики. Известны случаи, когда руководители общественных организаций несут в неё личные сбережения, подрабатывают, чтобы организация жила, чтобы работа продолжалась. Вообще, большинство из нас – люди, работающие не за деньги, а за идею.
Скажите, пожалуйста, есть ли в России массовый журнал или газета по данной тематике? Если нет, по почему?
Насколько мне известно, такого специализированного издания в России нет. Отчасти это объясняется экономическими причинами: издавать журнал или газету – это дорого, на эти деньги можно многое сделать. Но в этом есть и признак мобильности, органично присущий добровольческому движению: информация, распространяемая через сайты, социальные сети, радиопрограммы оказывается более оперативной, а значит, и более действенной, чем статья в печатном
издании. Если вы хотите подробнее познакомиться с добровольческой тематикой, то могу рекомендовать такие сайты, как
www.tak-prosto.org, www.dobrovoblago.ru, www.volunteer.ru, www.asi.org
Добровольчество как ресурс в решении социально-экономических проблем региона». Что скрывается за этими вашими красивыми словами?? То, что у нашей огромной и богатой страны нет денег для того, чтобы помогать своим гражданам? Нет возможности заботиться о людях?
Даже такие большие и богатые страны, как США, Франция, Германия, Англия не могут обойтись без добровольческого труда. Почему Россия должна быть исключением? Между прочим, традиция «всем миром» сделать что-то важное – это одна из наших национальных традиций. Если заглянуть в историю, то элементы добровольчества (безвозмездного труда на общее благо) вы найдёте и в мусульманских странах (хашар перед весенним праздником — Наврузом и др.). И почему вы ожидаете, что за «красивыми словами» (то есть грамотно сформулированной темой) должно обязательно что-то «скрываться»? Конечно, можно в любом добром деле усмотреть пиар, в любом призыве к лучшим общечеловеческим чувствам – патетику и демагогию, в любой инициативе – стремление сделать карьеру и т.п. Но это уже вопрос вашего личного восприятия жизни.
На наш взгляд, добровольчество – это действительно мощный ресурс для решения многих социальных проблем и задач, свойственных не только нашему региону: организация досуга детей и подростков, адресная помощь ветеранам, формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции, разработка и реализация эффективной молодёжной политики, строительство и ремонт объектов социальной сферы силами студентов – перечислять можно очень долго. Суть в том, что если такой ресурс есть, его надо использовать на благо жителей области. Варианты и формы этого использования могут быть различны, их надо разрабатывать, анализировать, обсуждать.
Я не раз видела, что требуются люди для прогулок с детьми из детского дома. Но как потом детям? Они же могут привыкнуть к человеку? Для этого должны быть профессионалы, которые работают в детских домах.
Опыт европейских стран и США показывает, что со многими обязанностями добровольцы справляются лучше профессионалов, именно потому, что они добровольцы: они вкладывают больше души в свою работу. В частности, сотрудникам нашей организации довелось познакомиться с тем, как работает система жизнеустройства сирот в Германии. В 90% учреждений интернатного типа работают волонтёры негосударственных организаций, а вот финансирует их работу именно государство, и отчитываются за свою работу НГО именно перед ним. Что касается психологических аспектов (привыкание), то уверяю вас: сами сотрудники детских домов просят наших добровольцев приходить в гости почаще, потому что детям нужно расширять круг общения, им как раз очень тяжело изо дня в день видеть одни и те же лица. Кроме того, добровольцы, как правило, по возрасту ближе к воспитанникам, и они их воспринимают не как родителей, а как старших товарищей, друзей. Конечно, такая работа должна быть системной: разовые приходы мало что дают и детям, и самим добровольцам. Активисты Союза Молодёжи Кузбасса, например, уже много лет дружат с ребятами из специальной (коррекционной) школы-интерната № 101 для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они проводят весёлые уроки, викторины, спортивные игры, конкурсы в течение всего года, приезжают к ребятам в загородный лагерь летом. Сегодня работа добровольцев в интернатных учреждениях области очень актуальна и востребована. В Кузбассе проходит благотворительная акция Общественной палаты Кемеровской области «Добрые дела не ждут!», в рамках которой оказывается помощь юным воспитанникам детских домов Кемеровской области. К ней может присоединиться любой желающий (подробнее на
https://www.opko42.ru).
А те, кто получают зарплату в Молодёжной бирже труда за чистку улиц, это добровольцы? А те, кто в маечках разных светлых сил машут флагами на каждом мероприятии? Вам не кажется, что о добровольчестве говорят больше, чем делается на самом деле?
Добровольцы заработной платы не получают. Это довольно распространённая ошибка – путать подростков, ТРУДОУСТРОЕННЫХ в молодёжные отряды, с добровольцами. В фирменных маечках бывают разные люди. У каждой организации есть своя атрибутика и традиции. Разумеется, нельзя приветствовать те случаи (а они бывают!), когда атрибуты организации используют случайные люди, пришедшие просто «для массовки». Это выхолащивает идею и содержание добровольческого движения. Маскарады никому не нужны. К сожалению, подчеркнуть контраст между тем, что говорят, и тем, что делают, очень легко применительно ко многим сферам нашей жизни. И всё же год от года мы видим, что внимание к добровольчеству растёт, появляются нормативные документы на федеральном и региональном уровнях, вводятся волонтёрские книжки, идёт поиск новых форм работы. Что-то приживается, что-то не проходит проверку временем. Это нормально, главное, что нет стагнации.
Меня очень привлекает добровольчество, но есть ли это в Новосибирске?
Конечно, есть, как и в подавляющем большинстве городов России. Вам следует зайти на сайт Сибирского центра поддержки общественных инициатив (
http://www.cip.nsk.su/cgi-bin/index.fcgi). Там, в разделе «О нас», вы найдёте необходимые контакты. Удачи!
У меня есть свободное время и желание помогать, но я даже не представляю, куда я могу направить свою энергию? Где мне взять информацию о том, как стать добровольцев?
Такая информация широко представлена в сети Интернет: как на наших сайтах, так и на федеральном
www.tak-prosto.org Стать добровольцем действительно не сложно, было бы желание. Нужно просто определиться с той сферой, в какой бы вы хотели проявить свои способности. Если вы в возрасте от 14 до 30 лет, можете просто зайти в Союз Молодёжи Кузбасса, где подробно расскажут, как стать добровольцем, в чём можно поучаствовать: г. Кемерово, ул. Ноградская, 3, каб.15.
Сколько человек работает в Кемерово, например, в организациях, которые агитируют добровольцев? Они получают заработную плату, они требуют расходов на офис, интернет, телефон. А не проще эти же деньги направить на нужны людей, которым нужна помощь? На те же вещи для детей или сиделку старику??
Не так всё просто. Подсчитать всех добровольце в Кемерове вообще не представляется возможным: это величина переменная в силу характера добровольчества. Сложно перечислить и тех, кто агитирует добровольцев: как правило, «агитация» – это лишь одна из функций, которые выполняет работник той или иной организации. Суть вашего вопроса в приоритетах: что лучше – купить конкретному человеку, к примеру, автомобиль или на эти же деньги организовать работу так, чтобы тысячи добровольцев помогли десяткам тысяч пожилых людей сделать дома ремонт, поработали на их огородах, расчистили двор от снега, купили продуктов, организовали их досуг; провели с воспитанниками детского дома викторины, весёлые уроки, развивающие игры? Думается, что второе важнее, хотя бы потому, что это помощь для многих, а не для одного. Эта помощь – проявление уважения и милосердия, гражданской ответственности. А в первом случае – это единичный акт благотворительности, который решает проблемы одного человека. Но ведь у нас людей, нуждающихся в помощи, гораздо больше.
К слову, добровольцы различных общественных организаций довольно часто проводят именно благотворительные акции: собирают вещи (начиная от памперсов и заканчивая спортивными костюмами) и игрушки для сирот, книги для школьных библиотек, канцелярские товары, учебники для детей из малообеспеченных семей, спортинвентарь для дворовых клубов и т.д. Они не только собирают всё это у спонсоров или добросердечных жителей, но и сами приносят свои вещи. Например, широко известна в Кузбассе областная общественная благотворительная акция «Помоги собраться в школу!», в рамках которой десятки тысяч школьников ежегодно получают помощь в подготовке к школе.
Какое добровольчество? Людям работа нормальная нужна. А бесплатно работать себе могут позволить только студенты и пенсионеры. Почему вы сами тратите время на это? Лучше бы создавали рабочие места.
Мы тратим на это время потому, что глубоко убеждены в том, что ресурсы добровольчества в России очень велики, но далеко не всегда востребованы. Хотя события этого года (пожары в центральной части страны) показывают: без поддержки населения, без добровольческого труда невозможно справиться с последствиями стихийных бедствий и техногенных катастроф. Вы можете посмотреть, какие социально значимые дела по силам добровольцам в Кузбассе, на сайтах:
http://www.smkrsm.ru,
http://www.init-kc.ru,
https://www.opko42.ru. Мы также считаем, что добровольчество воспитывает молодёжь, формируя у молодого поколения активную жизненную позицию, даёт возможность людям реализовать свои творческие способности, попробовать себя в новом качестве, научиться чему-то полезному, но не связанному с основной профессией. Относительно возрастного состава добровольцев – вы, в целом, правы, хотя многие представители некоммерческого сектора – люди среднего возраста. Кроме того, добровольческий труд не является абсолютно бесплатным: добровольцев поощряют как морально, так и материально. Важно, что они работают не ради этого поощрения, а ради того, во что верят и к чему стремятся. В создании рабочих мест гораздо больше возможностей у власти и бизнеса. Тем не менее, общественные организации тоже создают рабочие места. Один из последних примеров – открытие в конце ноября в Кемеровской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» информационно-издательского центра «Наш дом – Кузбасс». Благодаря средствам гранта, полученного на конкурсной основе от центрального правления ВОИ, трудоустроены 7 людей с ограниченными возможностями здоровья.