Menu Close

16.11.2011

          В Кемеровском областном театре драмы состоялось заседание Кузбасского медиаклуба, посвященного теме «Социальная ответственность бизнеса (СОБ) и ее отражение в СМИ». В качестве эксперта во встрече приняла участие заместитель секретаря Общественной палаты Кемеровской области, председатель комиссии по развитию гражданского общества, председатель Совета Кузбасского центра «Инициатива» Ирина Рондик.
          На встречу пришли представители СМИ, пиарщики, маркетологи, представители бизнеса, органов власти, областного депутатского корпуса, общественности, научные деятели, деятели культуры и искусств, независимые эксперты, студенты вузов – более 100 человек.
         Об актуальности обозначенной темы в начале встречи сказал модератор – руководитель службы радиовещания ГТРК – Кузбасс Евгений Иванов. По его словам, СМИ и бизнес по-разному трактуют понятие «социальная ответственность бизнеса» (СОБ), а также значение для общественности мер и шагов, осуществляемых компаниями в этой сфере. Между тем, от этого взаимопонимания зависит количество и качество публикуемых материалов о деятельности бизнеса, доходы СМИ и, самое главное, — формирование общественного мнения по отношению к бизнесу, ведь зачастую граждане узнают о деятельности коммерческих компаний именно из газет, журналов и телепередач. Евгений Иванов рассказал и о главной задумке организаторов – в ходе встречи представители СМИ и бизнеса должны договориться между собой, прийти к компромиссу в вопросе — как пиарщикам максимально эффективно донести тему СОБ до общественности и нужно ли это делать вообще.
          Встреча была построена в форме дискуссии, в которой участвовали две команды –бизнеса и СМИ. Сначала представители команды бизнеса рассказали о своем отношении к понятию «социально ответственный бизнес», кратко представили обоснованную социальную политику своих предприятий и остановились на трудностях, с которыми они сталкиваются при ее освещении в СМИ. Затем ответное слово было дано команде журналистов, которые сформулировали, что, по их мнению, в теме СОБ больше присутствует рекламы и пиара. Также они рассказали о своих возможностях в освещении темы СОБ на страницах информационных ресурсов.
          «Заделом» для активного разговора стали постулаты, представленные Владимиром Силиным, руководителем региональных коммуникаций и политики по социальной ответственности кампании «Tele 2 Россия», который принял участие в заседании посредством Интернет-видеосвязи. По его словам, СМИ – это основной канал информирования общества о деятельности коммерческих организаций. Причем СМИ – это тоже бизнес-структура, являющаяся носителем корпоративной социальной ответственности. И основной ее элемент – освещение на страницах печатных изданий, в теле- и радиопередачах, на новостных сайтах. 
          Интересный взгляд на понятие СОБ и на освещение этой темы в СМИ представил исполнительный директор Кемеровского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Станислав Черданцев: «Корпоративная социальная ответственность — непременный атрибут внутренней политики коммерческой структуры. Исходя из исторического опыта нашей страны в области благотворительности и меценатства, это делается по желанию, по зову сердца, а не потому, что кто-то сказал, что так должно быть….А что касается освещения темы социальной ответственности в СМИ, то у нас нет с этим проблем, нам это вообще не нужно, ведь мы делаем добрые дела искренне, чтобы помочь людям, а не ради показухи».
          Коллегу из команды бизнеса поддержал директор ООО «Компания Лад-Два» Владимир Даниленко. Согласившись с тем, что оказание помощи обществу – вопрос морального характера, правила приличия, соблюдать которые представителей коммерческих структур никто не обязывает, он обозначил проблему, с которой сталкиваются представители малого бизнеса. По словам В.Даниленко, ресурсы СМИ небезграничны, поэтому зачастую они пишут только о деятельности крупного бизнеса, в то время, как небольшие коммерческие предприятия остаются в тени, и про их «социальное служение» никто не знает. И в этом отношении среднему и мелкому бизнесу большую помощь оказывает Кузбасский центр «Инициатива», дающий возможность кампаниям проявить свою социальную ответственность, привлекая их к помощи нуждающимся, которые не просто возьмут деньги, но используют их с пользой, сработают на перспективу.
           О значительной роли КЦ «Инициатива» в поиске благополучателей для бизнес-структур и налаживании взаимодействия между ними говорила и Юлия Шинкарева, директор Туристического агентства «Макситрэвел». «Я давно дружу с Кузбасским центром «Инициатива» и считаю наше сотрудничество плодотворным, — подчеркнула она. — А вот моим коллегам из микробизнеса очень сложно находить те ниши, куда можно вложить деньги, чтобы принести пользу обществу. Думаю, в этом им могли бы помочь средства массовой информации».     
           Генеральный директор ООО АН «Риэлт-Сервис» Ольга Лысенко также убеждена, что СМИ должны оказывать помощь малому бизнесу, освещая на своих информационных ресурсах материалы по СОБ. «Нужно показывать людям примеры «хорошего бизнеса», хотя бы для того, чтобы они знали, куда обращаться за помощью», — подчеркнула она. Кроме этого, Ольга Лысенко привела несколько постулатов, которых она придерживается в своей деятельности: «Следуй закону о том, что нужно не только брать, но и давать!», «Веди бизнес так, чтобы душа была довольна!», «Приноси пользу обществу!».
          Выслушав мнения представителей бизнес-структур, в разговор включилась команда «оппонентов», которая представила свой взгляд на поставленные проблемы.
           Журналисты согласились с Владимиром Силиным, что СМИ – это тоже бизнес, у которого есть своя социальная ответственность. Однако, по их словам, если следовать тезису, что эта ответственность заключается в освещении темы СОБ, то СМИ ничего не останется на социальную ответственность перед своими сотрудниками. «Любое СМИ должно на что-то развиваться, и если мы будем заниматься благотворительностью, в том числе — бесплатно размещая сюжеты по социальной ответственности бизнеса, то нас просто не будет», — подчеркнула спецкор Российской газеты Марина Кларисс
           Более жестким и прямолинейным в своих высказываниях был заместитель главного редактора газеты «МК в Кузбассе» Игорь Рожков. «Мы изначально социально ответственны, так как работаем на общество! А бизнес должен оплачивать размещение положительной информации о своей деятельности в СМИ. И вообще, в христианстве существует четкий принцип: имя жертвователя не должно произноситься!».     
           Представители СМИ говорили и о том, что в своей деятельности они жестко ограничены рамками закона «О рекламе», который не дает им возможности писать на социальную тематику столько, сколько хотелось бы.
           Дискуссия между СМИ и бизнесом наглядно продемонстрировала ту кажущуюся непреодолимость разности во взглядах и убеждениях, которая существует между этими двумя секторами экономики. Для того, чтобы помочь сторонам достичь компромисса в обсуждениях и договориться между собой о дальнейшей совместной работе, в разговор вмешались независимые эксперты – представители общественности, органов власти, бизнеса, научные деятели.
           Заместитель секретаря Общественной палаты Кемеровской области, председатель комиссии по развитию гражданского общества, председатель Совета Кузбасского центра «Инициатива» Ирина Рондик начала с того, что в ходе дискуссии она увидела две проблемы. Первая заключается во взаимодействии представителей гражданского общества – СМИ, бизнеса и общественности, что часто является препятствием для решения насущных социальных вопросов. Для населения же важно увидеть те технологии социально ответственного бизнеса, которые есть в нашем обществе, понять, что не только государство помогает ему в решении проблем.
            Вторая проблема понятийного характера. СОБ и КСО – это разные понятия. Социальная ответственность бизнеса – добровольная политика кампании, которая минимально выходит за рамки законодательства. А о корпоративной социальной ответственности говорится тогда, когда разрабатывается целая концепция кампании, решающая проблемы не только своего коллектива, но и местного сообщества и общества в целом.
            Кузбасский центр «Инициатива» показывает бизнесу новые технологии, которые есть в гражданском обществе и в некоммерческом секторе. И бизнес сам выбирает метод стать социально ответственным, вкладывая через эти технологии деньги в решение социальных проблем. «Я считаю, что и СМИ нужно видеть эти технологии, уметь «раскрутить» их, показать с точки зрения полезности людям».
             Эксперт от бизнеса – ведущий специалист отдела по связям с общественностью ОАО «Кузбассэнерго» Олег Бритвин убежден, что бизнес и СМИ никогда не смогут договориться и прийти к консенсусу. СМИ считают себя социально ответственной структурой и при этом просят деньги за публикации статей. Они ищут интересные материалы для освещения и при этом игнорируют благотворительные мероприятия бизнеса, которые являются замечательным информационным поводом. «Журналисты должны, наконец, определиться, за что они борются: за благодарных читателей или только за рекламодателей, приносящих им прибыль».
           Декан факультета филологии и журналистики КемГУ Артур Чепкасов опроверг мнение о том, что СМИ – это бизнес. По его словам, студенты, поступающие на факультет филологии и журналистики, преследуют единственную цель – получить знания, которые затем смогут применить в своей профессиональной деятельности, а не обучиться профессии, дающей прибыль. Артур Чепкасов очень оптимистично завершил свою речь: «Здорово, что бизнес у нас такой открытый! Журналисты должны обязательно писать о нем – и за деньги, и без!».
           Мнение органов законодательной власти по обсуждаемой проблеме выразила председатель комитета по вопросам предпринимательства, инноваций и имущественных отношений Совета Народных Депутатов Кемеровской области Елена Козлова. «СМИ и бизнес нужны друг другу, они заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве, и если на информационных ресурсах не появляются материалы о СОБ, значит что-то не так налажено в каналах взаимодействия СМИ и бизнеса, — считает она. – Я бы предложила журналистам писать больше аналитических материалов о деятельности бизнеса. А коммерческим организациям советую, задумывая добрые дела, полезные обществу, включать в бюджет мероприятий деньги на публикацию материала в СМИ, чтобы этот опыт был растиражирован».
            Эксперты сошлись во мнении, что компромисс между бизнесом и СМИ все же достижим, и в этом им помогут общественные организации, обладающие богатым социальным капиталом. Они могут провести социальные мероприятия таким образом, что вызовут интерес, как бизнеса, так и журналистов. В свою очередь СМИ по силам стать той консолидирующей площадкой, с помощью которой деньги бизнеса и инициативы общественности «найдутся» и послужат на благо общества. 
            Против такого подхода журналисты возражать не стали. И предложили свой вариант продолжения работы по теме, вызвавшей столь жаркие дебаты. А именно – на базе Общественной палаты Кемеровской области продолжить разговор, для участия в котором, помимо СМИ и бизнеса, ищущих компромисс и точки пересечения, пригласить третью сторону – общественников, как связующее звено между ними. 
            Предложение было принято представителями Общественной палаты Кемеровской области, которые заверили, что готовы на своей площадке продолжить начатый диалог между всеми заинтересованными сторонами и активно участвовать в нем.
            Показательным завершением дискуссии стало вынесение благодарности представителям коммерческих организаций, на протяжении многих лет неотступно следующим тернистым путем социальной ответственности и социального служения.  
           Представителям бизнес-структур – давних партнеров Кузбасского центра «Инициатива», поддерживающим реализацию проектов социально ориентированных НКО и вносящим большой вклад в развитие социального партнерства в Кемеровской области, Ирина Рондик вручила Благодарственные письма Общественной палаты Кемеровской области.  
             От всей души еще раз поздравляем:
Безуха Игоря Геннадьевича – генерального директора ООО Страховая компания «Сибирский Дом Страхования»;
Дейс Надежду Васильевну — генерального директора ООО «Компания «Мото — Спорт»;
Милевича Альберта Станиславовича — директора ООО «Стальной канат»;
Шинкареву Юлию Юрьевну — директора Туристического агентства ООО «Макситрэвел»;
Даниленко Владимира Андреевича — директора ООО «Компания Лад- Два»;
Большакова Сергея Васильевича – председателя правления ОАО АКБ «Кузбассхимбанк»
Грузина Алексея Дмитриевича – директора ООО «ИНТ»;
Куруч Петра Ивановича – генерального директора ООО «Кузбасская энергосетевая компания»;
Лысенко Ольгу Николаевну — генерального директора ООО АН «Риэлт-Сервис»;
Шейбака Юрия Владимировича – исполнительного директора ОАО «Кузбассэнерго».
 
  
  
 
Яндекс.Метрика