Общественная палата Кемеровской области – Кузбасса провела экспертизу проекта федерального закона № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Функция воспитания была исключена из сферы образования Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 году. Члены и эксперты региональной Общественной палаты полагают, что проблема воспитательной работы в образовании давно назрела и требует решения. В то же время нецелесообразно включать в образовательную программу рабочие программы воспитания и календарные графики воспитательной работы, они могут быть выделены в отдельный документ, например, «Программа воспитательной работы», и формироваться в соответствии с примерной рабочей программой воспитания и календарным графиком воспитательной работы на период обучения.
В последнее время понятие образовательных услуг не затрагивало воспитательный процесс, это существенный недостаток, заключающийся в выхолащивании воспитательной деятельности из образовательного процесса. Поэтому резонно закрепление в проекте федерального закона духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам его героев, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа России, к природе и окружающей среде.
Законопроект призван сбалансировать образовательную систему и вернуть ее духовную и культурно-просветительскую миссию, введение системы воспитания в учебных заведениях в правовые рамки даст толчок к улучшению воспитательной работы среди учащихся. Для современной российской школы, почти 30 лет существующей в статусе учреждения, оказывающего образовательные услуги, поправка по части воспитания является прорывной. Но есть опасение, что «вымывание» гуманитарных предметов, например, в технических вузах, сокращает базу знаний, на основе которых ведется воспитательная работа среди молодежи.
До недавнего времени воспитательная функция в школах либо была превращена в формальность, либо поддерживалась усилиями отдельных директоров-новаторов, которые позволяли учителям больше времени уделять внеклассной работе, творческим инициативам, придумывать всевозможные игры, патриотические конкурсы. Однако их личные инициативы были скорее исключениями из правил. Родители хоть и сетовали на отсутствие воспитания в школе, привыкли относиться к учителям, как к обслуживающему персоналу, а не как к наставникам и педагогам-воспитателям. Нынешняя система образования без воспитательной миссии не оправдывает себя, ведь именно в школе идет формирование существенной части жизненных принципов и убеждений детей.
По мнению Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса, в первую очередь, в случае принятия законопроекта, необходимо привлечь к работе общественные организации, так как воспитательная работа нуждается в точной настройке, и здесь важно наладить межведомственное и общественное взаимодействие.
Законопроект своевременен и важен, однако необходимо обратить внимание на существенные замечания.
Законопроект предлагает изменить пункт 2 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» заменив его формулировкой, изложенной в статье 1 проекта документа. В результате новая редакция понятия «воспитание» выглядит противоречивой. Из сути нового понятия «воспитание» следует, что это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для ее самоопределения и социализации и т.д. Одновременно предлагается дополнить понятие «воспитание» понятием «формирование» у обучаемого чувства патриотизма, уважения и т.д. Очевидно тавтологическое противоречие предлагаемой формулировки: воспитание – это деятельность, имеющая целью формирование у обучаемого набора неких чувств. При этом и воспитание, и формирование – это одинаковые по своему содержанию процессы. Если же постулат о равенстве «воспитания» и «формирования» ложен, тогда целью воспитания является инициирование иного процесса – «формирование чувств», который не конечен. В предыдущей редакции понятие воспитания, на взгляд экспертов региональной Общественной палаты, было более гармоничным.
Воспитание в узком смысле – воздействие на человека со стороны общественных институтов, в т.ч. педагогов с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д. Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. В широком педагогическом смысле воспитание – это целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей с целью формирования у воспитуемого заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В педагогике понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».
Формулировка, предлагаемая законопроектом, не сочетается с постулатами, выработанными педагогической наукой. Причина этого связана с принимаемыми поправками в Конституцию России, содержащими обязанность государства защищать ценности, которые под видом «чувств» включены в новую редакцию статьи 2 законопроекта. Простота решения государственной проблемы сохранения национальных ценностей путем ее перекладывания целиком на образовательный процесс лишена изящества и педагогически не выверена.
Положения законопроекта не раскрывают сущность воспитательной работы, ее наполнение конкретными педагогическими приемами. Из его текста следует, что «воспитательная работа» будет осуществляться на основании включаемых в соответствующую образовательную программу «рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями». То есть воспитание будет осуществляться только тогда, когда будет исполняться программа воспитания по календарному плану воспитания. Более формального подхода к воспитанию будущего поколения трудно себе представить. Где здесь процесс воспитания в узком и широком смысле, если все зависит от формального внесения «воспитания» в календарь? По факту, отличие «обучения» от «воспитания» сугубо формальное: если «воспитание» есть в рабочей программе и календаре, тогда это воспитание, если нет – просто образование.
Право на участие в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, в соответствии с положениями законопроекта, получат советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, мнение которых будет учитываться при принятии локальных нормативных актов образовательной организации. Однако законопроект никакого разумного наполнения процесса участия, прав указанных советов не предусматривает. Этим советам законопроектом уготована участь пассивного созерцателя бюрократического планирования, искусственного и отпочковывания из процесса образования процесса воспитания в виде рабочих программ и календарных планов.
На взгляд членов и экспертов региональной Общественной палаты, существенной деталью является составление качественного плана воспитательных событий и мероприятий школы, которое невозможно без участия самих учеников, без учета их интересов. Это должен быть увлекательный процесс, побуждающий к действию. Давать эстетическое воспитание, дальнейшее развитие личности навязчивым методом – дорога в никуда, и любые изменения будут носить декларативный характер. Нужно дать право участия в разработке программ не только советам обучающихся, а всем обучающимся, учитывая разнообразие учебных заведений и образовательных программ, специфику регионов. Результат этой работы прямо связан с будущим наших детей, с преемственностью традиций. В этой связи роль учителя, классного руководителя, становится ключевой.
Для приведения образовательных программ в соответствие с положениями законопроекта предусмотрен соответствующий переходный период до 1 сентября 2021 года, однако закон вступает в силу 01.09.2020 года. Возникает вопрос: как авторы видят его применение? Почему патриотизм и иные чувства нужно начинать воспитывать «в полную силу» только с 01.09.2021 года, объяснить трудно.
Анализ законопроекта наводит на мысль, что чувство патриотизма, любовь к Родине, к человеку, труду и культуре, это дело только системы образования, исключающее участие семьи, родителей и общества. Или это единственное место для внедрения «революционного» механизма «рабочей программы» и «календарного графика»?
В Общественной палате Кемеровской области – Кузбасса считают, что предлагаемый проект документа не может быть рекомендован к рассмотрению и нуждается в серьезной доработке.