Действующий закон о погребении выполняет свои функции
Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области – Кузбасса, проведена правовая экспертиза проекта Федерального закона № 91300-8 «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Большинство членов и экспертов Общественной палаты Кузбасса с предложенными нововведениями не согласны и высказали мнение, что они заслуживают отрицательной оценки.
Они указывают, что законопроект впервые с момента принятия Федерального закона «О погребении и похоронном деле» раскрывает понятие «специализированная служба по вопросам похоронного дела», представляя одного из ключевых участников правоотношений в сфере похоронного дела полноценным хозяйствующим субъектом.
Под специализированной службой по вопросам похоронного дела в проекте понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которому в установленном порядке уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в сфере похоронного дела выдано разрешение на осуществление деятельности по организации похорон.
Однако, авторам законодательной инициативы положения сформулированы без учета Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому муниципальные образования тоже могут создавать муниципальные предприятия и учреждения.
При этом авторы законопроекта не отвечают на вопрос о соотношении претендующих на статус специализированной службы по вопросам похоронного дела юридических лиц, созданных муниципальными образованиями, и остальных, созданных в установленном законом порядке.
Результатом такого, несколько непоследовательного нормативного правового регулирования, может стать противоречивая судебная практика с различными подходами к определению правового положения участника рынка ритуальных услуг. Когда муниципальные образования, добросовестно обеспечившие оказание услуг по погребению посредством привлечения иных хозяйствующих субъектов, не являющихся специально созданными муниципальными предприятиями и учреждениями, становятся субъектами установленной законом ответственности в рамках норм законодательства о конкуренции.
Другим немаловажным субъектом правоотношений в похоронном деле является взявшее на себя обязанность по организации похорон лицо, понятие которого в законопроекте не приведено.
Законопроектом раскрывается лишь понятие «близкие родственники» — это супруги, дети, родители, усыновленные, усыновители, полнородные, неполнородные братья и сестры, внуки, дедушки, бабушки.
Однако, очередность в распределении между родственниками и иными лицами прав и обязанностей по захоронению, аналогичная, например, очередности при наследовании имущества, законопроектом не предусмотрена.
Судебная же практика в большинстве случаев придерживается мнения о том, что все права, в том числе право выбора способа погребения и места захоронения, разрешение на захоронения в будущем, приобретает лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение. Этим лицом может быть кто угодно — дальний родственник, соседка, оказавшиеся с умершим и получившие на руки свидетельство о смерти.
Сложность в судебной практике часто вызывает оспаривание законности действий лица, не являющегося родственником умершего, но, будучи держателем свидетельства о смерти, совершившего такие действия, как заключение договора, получение тела для захоронения.
Обширная и противоречивая судебная практика свидетельствует о необходимости детального и согласованного с другими нормативно-правовыми актами раскрытия в законопроекте понятия лица, взявшего на себя обязанность по организации похорон.
Проводившие экспертизу указали, что законопроектом не затронут вопрос государственно- частного партнерства в сфере похоронного дела, предоставления земельных участков хозяйствующим субъектам, выполняющим функции специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Из системного толкования норм действующего гражданского законодательства, земли кладбищ могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, а общественные кладбища могут быть только муниципальными.
Роль государства в сфере погребения граждан и развития похоронного хозяйства существенно понизилась с отнесением вопроса организации похоронного дела к полномочиям органов местного самоуправления.
Одновременно с этим, в условиях неспособности муниципалитетов должным образом финансировать развитие похоронного дела и обеспечивать четкое выполнение всех процедур, установленных при организации похорон, а также отсутствия гарантий для возможных частных инвесторов, похоронное дело оказалось в сложном положении.
Формирование системы государственно-частного партнерства в рассматриваемой сфере, а именно, в рамках негосударственных и немуниципальных похоронных объектов – кладбищ и крематориев, позволило бы привлечь потенциальные объемные инвестиции из негосударственных источников.
Возможность создания частных кладбищ осложняется тем, что по действующему законодательству земля под некрополями и мемориальными местами выведена из оборота – ее нельзя продавать и покупать.
Однако, ни действующее законодательство в рассматриваемой сфере правоотношений, ни предлагаемый законопроект в полной мере нужд похоронного дела не учитывает, поэтому в данном направлении внесение соответствующих изменений в земельное законодательство представляется необходимым.
Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса выразили мнение о том, что действующий в настоящее время Федеральный закон Российской Федерации. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни и пожелания родственников, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего, санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения, основы организации похоронного дела в Российской Федерации, как самостоятельного вида деятельности.
Этот закон постоянно дополняется и обновляется. Например, недавние изменения вступили в силу с 1 января 2022 года.
Отношения, связанные с погребением умерших и похоронным делом, в Российской Федерации урегулированы этим законом должным образом.
Таким образом, в заключении общественной экспертизы после анализа текста законопроекта и материалов пояснительной записки, сделан вывод, что необходимость его принятия в предложенной редакции отсутствует.
Заключение общественной экспертизы направлено в Общественную палату Российской Федерации и будет учтено при дальнейшей подготовке законопроекта.