Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу при осуществлении контрольно-надзорных функцийв сфере деятельности некоммерческих организаций
В соответствии с пп. 24 п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к видам государственного контроля (надзора) относится федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Согласно Положению о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций (далее –Положение), утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (на территории Кемеровской области — Кузбасса – Управлением Минюста России по Кемеровской области- Кузбассу); задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
В рамках осуществления государственного надзора, который осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных законодательством Российской Федерации, выявлено, что некоммерческими организациями допускаются следующие типичные нарушения законодательства Российской Федерации.
1. В нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», абз. 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», в соответствии с которыми некоммерческие организации, в том числе обязаны соблюдать нормы, предусмотренные уставом, некоммерческими организациями не соблюдаются положения собственных уставов, касающиеся порядка управления, а именно:
отсутствие деятельности органов управления, надзора, контроля некоммерческой организации или ее ведение не в полном объеме в соответствии с компетенцией, закрепленной в уставе;
постоянно действующим руководящим органом (исполнительным органом) принимаются решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции высшего органа управления;
не соблюдается периодичность проведения заседаний коллегиальных органов управления, а также контрольно-ревизионного и надзорного органов; органы не избираются после истечения сроков полномочий, указанных в уставе;
нарушается установленный уставом порядок приема в члены корпоративной некоммерческой организации, учет членов не ведется или ведется в ненадлежащем порядке;
в структуре некоммерческих организацийзачастую функционируют органы, наличие которых уставом не предусмотрено и (или) наоборот — отсутствуют органы, наличие которых установлено уставом;
при осуществлении деятельности указываются неверные наименования органов некоммерческой организации, а также используются наименования некоммерческой организации не соответствующие ни полному, ни сокращенному наименованиям, закрепленным в уставе.
2.Некоммерческие организации, при отсутствии в их уставах описания символики, используют ее при осуществлении своей деятельности, что является нарушением п. 5 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которым описание символики некоммерческой организации (эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны) должно содержаться в ее учредительном документе — уставе.
3. В нарушение п. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которымнекоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке, печать некоммерческих организаций не содержит полное наименование некоммерческой организации на русском языке.
4. Распространенным нарушением является несоблюдение некоммерческими организациями обязанности информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,так, например, выявляется отсутствие связи с некоммерческой организацией по адресу места нахождения, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц; несвоевременно вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц обновленные сведения о руководителе некоммерческой организации (лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации), о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; таким образом, некоммерческими организациями нарушаются п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», абз. 9 ст. 29 «Об общественных объединениях», п. 9 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», п. 5 ст. 27 Федерального закона «О политических партиях».
5. Осуществление некоммерческой организацией деятельности, виды которой не указаны в ее уставе, тогда как согласно пунктов 1, 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительным документом — уставом; некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность (ее конкретные виды) указана в уставе.
Сведения о видах экономической деятельности некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, и соответствующие видам деятельности, закрепленным в уставе, не соответствуют фактической деятельности некоммерческой организации, что также нарушает требования пунктов 1, 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (при этом, документы для государственной регистрации изменений, вносимых в устав, и для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц в Управление такой некоммерческой организацией не представлены).
6. Устанавливаются случаи фактического отсутствия деятельности некоммерческой организации в соответствии с ее уставными целями, для достижения которых была создана некоммерческая организация.
Отсутствие у некоммерческой организации деятельности по достижению уставных целей является как нарушением норм собственного устава, так и норм действующего законодательства, в частности п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях», п. 1 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», в соответствии с которыми некоммерческие организации создаются для реализации конкретных общественно-полезных целей, указанных в их уставах.
7. В нарушение п. 1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, некоммерческими организациями не ведется бухгалтерский учет, о чем свидетельствует отсутствие первичных учетных документов в ряде проверяемых организаций при наличии движения наличных денежных средств.
8. Протоколы собраний коллегиальных органов управления некоммерческих организаций не соответствуют требованиям ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации относительно наличия в протоколах обязательных установленных законом сведений, в частности: наиболее часто в протоколах отсутствуют сведения о конкретном месте и времени проведения собрания, о результатах голосования по каждому вопросу повестки дня, о персональном составе участников собрания и др.
9. В практике Управления имелись отдельные случаи непредставления документов в неполном объеме, перечень которых был указан в распоряжении о проведении проверки; представление документов в неполном объеме фактически является неоказанием содействия представителям уполномоченного органа в ознакомлении с деятельностью некоммерческой организации в нарушение пп. 1 п. 5 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», абз. 5, 7 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которым уполномоченный орган вправе запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы в объеме, установленном данной нормой закона, а также образует состав административного правонарушения предусмотренного ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. При проведении проверок общественных объединений, помимо вышеуказанных нарушений, выявляются следующие типичные нарушения:
— отсутствие имущества, как одного из признаков юридического лица, и неформирование его в соответствии с уставом, что является нарушением п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, юридическое лицо имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам; при этом члены (участники) общественных объединенийв нарушение п. 2 ст. 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации не исполняют обязанность по уплате предусмотренных уставом членских и иных имущественных взносов, а также не исполняют установленную п. 4ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по участию в образовании имущества корпоративной организации;
— в соответствии с пп. 5 ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» порядок вступления (принятия) членов (участников) в состав общественного объединения и выхода из него, права и обязанности (в том числе имущественные) членов (участников) общественного объединения, предусматривающего членство,устанавливаются уставом такого общественного объединения; однако, в нарушениеабз. 2 ст. 6 Федерального закона «Об общественных объединениях» и собственного устава членство в общественной организации не оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественной организации в целях обеспечения их равноправия как членов данной организации, а также, зачастую, отсутствуют решения уполномоченных в соответствии с уставом органов о приеме в общественную организацию новых членов;
— в нарушение абз. 4 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которой общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, рядом общественных объединений указанная обязанность не исполняется;
— в нарушение абз. 4 ст. 8 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которому постоянно действующий руководящий орган общественной организации осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом, и одновременно в нарушение устава, не осуществляется деятельность постоянно действующего руководящего органа;
— не избираются органы управления и контроля после истечения установленных уставом сроков их полномочий;не соблюдается периодичность заседаний коллегиальных органов, установленная уставом; отсутствует или не соблюдается должный учет членов общественной организации, что является причиной представления документов, содержащих недостоверные сведения, в том числе о датах избрания органов, их количественном и персональном составе, о количестве членов общественной организации, тем самым общественной организацией не оказывается содействие в ознакомлении с ее деятельностью в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации, что является нарушением абз. 7 ст. 29 «Об общественных объединениях», и одновременно нарушением абз. 2 указанной статьи федерального закона,в соответствии с которымобщественные объединения обязаны, в том числе соблюдать нормы, предусмотренные их уставом.
11.В автономных некоммерческих организациях зачастуюучредителями не осуществляются надзорные функции, что является нарушением п. 3 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами (уставом).
12. При проверках благотворительных организаций в ряде случаев выявлялись факты отсутствия утвержденных высшим органом управления благотворительных программ, тогда как данное требование установлено п. 2 ст. 10, ст. 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», благотворительная программа является обязательным документом в благотворительной организации.
13. В нарушение п. 2 ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» фондами не всегда исполняется обязанность по опубликованию отчета об использовании своего имущества.
14. Что касается религиозных организаций, помимо прочих указанных встречающихся нарушений, при осуществлении деятельности религиозные организации не указывают свое полное наименование в соответствии с уставом (либо используют неполное, неверное наименование; либо наряду с полным используют сокращенное наименование, возможность использования которого религиозными организациями не предусмотрена действующим законодательством), указанные факты являются нарушением п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
Также следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 2ст. 24.2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации; иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.
Осуществлениемиссионерской деятельности неуполномоченными лицами, неуполномоченными участниками религиозных организаций, не являющимися руководителями, священнослужителями или членами коллегиального органа религиозных организацийи без документов, выданных уполномоченным органом религиозной организации, подтверждающих полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации, является осуществлением миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а именно:п. 2 ст. 24.2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также образует состав административного правонарушения, предусмотренного п. 4 ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, следует учесть, что отсутствие маркировки с официальным полным наименованием религиозной организации на выпускаемых ею литературе, печатных, аудио- и видеоматериалах, а также распространяемых религиозной организацией в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, является нарушением п. 3 ст. 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»; осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой образует состав административного правонарушения, предусмотренного п. 3. ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
15. При проверках образовательных организаций выявлялись случаи несоответствия информационного ресурса (сайта) образовательной организации требованиям п. 2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по содержанию и объему сведений, которые подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
16. При проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности выявляются факты указания некоммерческими организациями недостоверной информации в отчетах, что является нарушением требований абз. 8 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Данные нарушения не могли быть выявлены при анализе ежегодных отчетов, поскольку представление к ним документов, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации,не предусмотрено действующим законодательством; недостоверные сведения в отчетности выявляются в результате анализа финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации в рамках проведения проверки.
Так, например, в рамках проверки при анализе представленных документов, в том числе относящихся к финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации, было установлено, что у некоммерческой организации имелись, в том числе источники формирования имущества, не отраженные в представленных ранее в проверяемом периоде отчетах по форме № ОН0001;суммы и направления расходования средств, полученных от указанных источников в отчетепо форме № ОН0002 не указывались.
Также, при проверках устанавливались факты, что в представленных отчетах по форме № ОН0002 содержались недостоверные сведения о фактических суммах израсходованных денежных средств.
Указание подобных недостоверных сведений в отчетах является нарушением п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Кроме того, например, по результатам проверки устанавливались факты, что проверяемая общественная организация получала денежные средства(грант, пожертвования, оплата за оказанные услуги и др.) от иной российской некоммерческой организации, непосредственно получившей финансирование от иностранного источника.Однако в нарушение абз. 8 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» сведения о получении финансирования от иностранного источника (через российское юридическое лицо – иную некоммерческую организацию) в отчете по форме № ОН0003 общественной организацией не были отражены.
Во избежание подобных нарушений некоммерческой организации, получающей финансирование от других российских некоммерческих организаций, следует пользоваться сведениями, содержащимися на Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций (unro.minjust.ru) в целях получения информации об источниках формирования имущества некоммерческих организаций – контрагентов, финансирующих некоммерческую организацию. Сведения об источниках формирования имущества, в том числе от иностранного источника, содержатся в отчетах, размещенных российскими некоммерческими организациями на указанном портале,получить которые возможно в разделе «Отчеты» за интересующий период времени с помощью фильтра поиска по заданным параметрам.
При выявлении по результатам проверок нарушений в деятельности некоммерческих организаций и обязательных требований законодательства Российской Федерации Управлением применялись к некоммерческим организациям меры реагирования, в том числе выносились предупреждения о необходимости устранения выявленных нарушений в установленный в предупреждении срок(после отмены ограничений на применение мер реагирования, установленных Постановлением Правительства Российской Федерацииот 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»).
По результатам текущего контроля, с учетом ограничений, установленных вышеуказанным постановлением, Управлением в адрес некоммерческих организаций направлялись информационные письма о необходимости устранения выявленных нарушений.