Menu Close

15.02.2023

Законодательно закрепить поддержку молодых ученых

Члены и эксперты Общественной палаты Кузбасса совместно с научным сообществом Кемеровского государственного университета провели правовой анализ проекта федерального закона  № 203207-8 «О внесении изменения в главу II Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» в части государственной поддержки молодых ученых. По результатам исследования сделан ряд выводов и внесены предложения.

В целом, законодательная инициатива актуальна и заслуживает поддержки, однако, общественники полагают, что представленный законопроект заслуживает отрицательной оценки по нескольким основаниям.

В статье 1 законопроекта содержится указание на обеспечение непрерывного воспроизводства научных кадров в условиях сложившихся и формирования новых научных школ.

Однако, как в действующем Федеральном законе от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», так и в предлагаемом законопроекте понятие научной школы, а также классификация научных школ на уже существующие (сложившиеся) и новые (находящиеся в процессе формирования) отсутствуют. Вследствие такого понятийного пробела, формулировка законопроекта представляется неясной и незаконченной.

Законопроект, вводя категорию «меры государственной и муниципальной поддержки» в качестве одной из гарантий для молодых ученых, не дает ни понятия этих мер, ни критериев, которым они должны соответствовать, ни их перечня, который должен быть открытым.

Авторы законопроекта ограничиваются лишь перечислением источников финансирования мер государственной поддержки молодых ученых (средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджета федеральной территории «Сириус», местного бюджета), не придавая значения пониманию предметного содержания мер поддержки.

При этом, в рамках реализации национального проекта «Наука» на государственном уровне для молодых ученых, осуществляющих перспективные исследования по направлениям научно-технологического развития и модернизации российской экономики, установлена система мер финансовой поддержки (гранты Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук, президентские и правительственные стипендии для молодых ученых и аспирантов, а также гранты, предоставляемые фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности), социальной поддержки (обеспечение молодых ученых жильем), профессиональной поддержки (создание научно-образовательных и научных центров мирового уровня, обновление приборной базы).

С точки зрения дифференциации источников поддержки, целесообразным является предусмотренное законопроектом поощрение поддержки молодых ученых, оказываемой юридическими и физическими лицами, в том числе путем добровольных пожертвований соответствующим бюджетным учреждениям, формирования и пополнения целевого капитала, создания фондов поддержки научной и научно-технической деятельности.

Вместе с тем, законопроектом не освящен вопрос распространения ограничений, запретов и обязанностей, предусмотренных антикоррупционным законодательством, в частности, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ     «О противодействии коррупции», в отношении молодых ученых, являющихся государственными служащими.

Кроме того, законопроектом не прописан механизм получения организацией, в которой трудоустроен молодой ученый, и последующего направления ему средств оказываемой поддержки, ответственность организации за непредоставление либо несвоевременное предоставление ему этих средств.

Общественниками отмечена бессистемность и непоследовательность отнесения различных подгрупп молодых ученых к категории получателей мер поддержки в зависимости лишь от возрастного критерия, без принятия во внимание существующего  многообразия таких подгрупп.

Исходя из предлагаемого законопроектом понятия «молодой ученый», возраст последнего не превышает 35 лет, однако, при установлении отдельных мер поддержки молодых ученых, органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица вправе установить возрастной критерий для получателей мер поддержки  до 40 лет включительно.

При этом, не конкретизировано о каких именно органах государственной власти (федеральных либо региональных) идет речь, хотя, вопросы науки отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

На основании имеющихся подходов, представленных в нормативно-правовом и научном пространстве, в структуре такой социально-профессиональной группы как молодые ученые выделяют несколько подгрупп: молодые ученые, находящиеся на стадии получения ученой степени (соискатели и аспиранты), молодые ученые, имеющие ученую степень кандидата наук, молодые ученые в возрасте до 40 лет с ученой степенью доктора наук. молодые преподаватели без ученой степени в возрасте до 30 лет.

Социальное положение и перспективы профессионального развития молодых ученых как социально-профессиональной группы, зависят от государственной политики в области науки. Поэтому, эффективная адаптация молодых ученых в профессиональном поле и повышение престижа профессии ученого должно быть одной из первоочередных задач государства, требующей повышенного внимания. В том числе — на законодательном уровне.

Меры государственной и муниципальной поддержки установлены для лиц в возрасте до 35 лет включительно. Однако, в п. 2, 3 и 4 статьи 42 существует допущение, что определение возрастного и иных критериев, может определяться лицами и органами, устанавливающими меры поддержки. В том числе, может быть установлен возрастной критерий до 40 лет включительно, что, на взгляд проводивших экспертизу, противоречит п. 1 этой статьи, а точнее ее обесценивает.

В этой связи, для единообразия и отсутствия неверного толкования, предложено принять определение «молодого ученого» как лица в возрасте до 39 лет включительно, имеющего ученую степень доктора (кандидата) наук для всех нормативных документов.

Высказано также мнение, что целесообразно разделить понятия «молодой ученый», «молодой ученый – кандидат наук» и «молодой ученый — доктор наук», установив различные возрастные критерии для получения мер поддержки (до 35, до 40 и до 45 лет соответственно). Это будет способствовать непрерывному воспроизводству научных кадров и формированию научных школ, стимулировать результативность научной и научно-технической деятельности.

С учетом изложенного, в заключении общественной экспертизы сделан вывод, что законопроект нуждается в концептуальной и правовой доработке, поэтому в предложенном варианте не может быть  рекомендован к принятию.

Заключение направлено в Общественную палату Российской Федерации и  будет принято во внимание в ходе дальнейшей процедуры принятия законопроекта.

 

 

Яндекс.Метрика