Menu Close

14.09.2015

  

Члены Общественной палаты Кемеровской области приняли активное участие в «нулевых чтениях» проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за которым закреплена возможность продажи билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне воздушного судна (овербукинг)».

Общественная палата Кемеровской области высказала серьезные опасения по данному законопроекту, который в случае внесения изменений в ФЗ, ухудшит положение пассажиров. То есть  он нарушит права гражданина как потребителя, поскольку компенсации не покроют потерянное время, нервы, сорванные сделки, представительство в судебных процессах.

В России овербукинг в настоящее время применяется неофициально и накладки с «лишними» пассажирами бывают довольно часто. Продажу «лишних» билетов списывают на технический сбой в программе бронирования, не предоставляя при этом пассажирам компенсацию из-за отсутствия правового регулирования порядка ее предоставления.

По словам заместителя председателя комиссии по социальной политике и качеству жизни населения Общественной палаты Кемеровской области Ольги Журавлевой, правовое закрепление законопроекта, дающего возможность продажи авиакомпаниями (перевозчиками) билетов по овербукингу, приведет к росту случаев нарушения прав потребителей, связанных с профессиональными и личными планами граждан. Покупка электронных билетов и их электронная регистрация также затруднит уведомление пассажира, что, в свою очередь, вновь нарушит его права и планы.

«Обсуждаемый законопроект фактически противоречит другим законодательным правовым актам, в частности, Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «О защите прав потребителей», что, само по себе, требует внесения в них изменений. При этом необходимо помнить о правах человека (гражданина, пассажира) и не ставить во главу угла амбиции авиакомпании, как это делается в данном законопроекте», – уверена Ольга Владимировна.

Заместитель председателя Общественной палаты Кемеровской области Татьяна Стародуб напомнила о схожей ситуации, которая возникла при продаже железнодорожных билетов: «Все помнят времена, когда вследствие халатности,  либо иных обстоятельств (спекуляции),  билетными кассами железнодорожных вокзалов продавалось по два билета на одно место. Вопросы разрешались в оперативном порядке, но при этом стоили больших эмоциональных затрат пассажирам».

Сейчас некоторые авиакомпании, основываясь на собственной экономической выгоде,  практикуют объединения рейсов, что, естественно, сказывается на качестве обслуживания пассажиров, так как один из объединяемых рейсов обязательно задерживается. А что делать тем пассажирам, которые летят транзитным стыковочным  рейсом либо необходимо их срочное присутствие по времени (совещание, прием и т.д.)?

«В предложенных изменениях заложена коррупционная составляющая. Если данный законопроект будет принят, то авиаперевозчики смогут самостоятельно и бесконтрольно объединять рейсы, заменять самолеты, изменять маршруты перевозки, приводя при этом достаточно веские  аргументы, такие как: ссылка на ухудшение метеоусловий, техническую  неисправность судна, и иные обстоятельства. При этом компетенцию авиаперевозчика оспорить будет невозможно. Вопросы о компенсации убытков авиакомпаниям (в случае опоздания пассажира на рейс или отказа от рейса) и пассажирам (в случае продажи «лишних билетов», компенсационных выплат по вине авиаперевозчика) должны быть приведены в единую систему. Самое главное, они должны быть  установлены на федеральном уровне, а не решаться на уровне авиакомпаний, как сегодня, устанавливающими свои «правила игры», – считает заместитель председателя Общественной палаты Кемеровской области Татьяна Стародуб.

С мнением коллеги согласна и заместитель председателя комиссии по местному самоуправлению и ЖКХ Общественной палаты Кемеровской области Любовь Сорокина: «В случае применения условий овербукинга преследуется односторонняя задача – увеличение прибыли авиакомпаниями. При этом узаконивание переноса полета влечет принуждение пассажира смены рейса. При отказе от полета пассажир теряет возможность своевременно достичь цели, при этом могут пострадать такие категории, как пожилые, дети, больные, возможно разобщение группы пассажиров, в том числе членов семьи».

Члены Общественной палаты Кемеровской области в рамках обсуждения проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за которым закреплена возможность продажи билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне воздушного судна» пришли к выводу, что нужен четкий правоприменительный механизм защиты прав пассажиров в условиях овербукинга.  

Кроме того, вопрос об убытках в случае несогласия одной из сторон (перевозчика, пассажира) должен решаться в судебном порядке. Например, если убытки несет авиакомпания, такие как: возврат пассажиру денежных средств, оплата ближайшего рейса, опоздание гражданина на рейс или отказ его от полета в момент начала регистрации, когда продажа билета другому пассажиру маловероятна. При этом, решение вопроса о компенсации убытков авиакомпании должно быть по отношению к пассажиру индивидуально, с учетом обстоятельств опоздания, отказа от рейса.

Все конкретные предложения и существенные  замечания по проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за которым закреплена возможность продажи билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне воздушного судна (овербукинг)  были направлены в комиссию по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан ОП РФ.

 

Scroll Up
Яндекс.Метрика