Menu Close

14.02.2023

О социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

Члены и эксперты Общественной палаты Кузбасса совместно с Уполномоченным по правам ребенка в Кузбассе провели правовой анализ проекта федерального закона №248933-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». По результатам исследования сделан ряд выводов и внесены предложения.

Законопроект является обоснованным, своевременным  и актуальным. Благодаря предлагаемым изменениям, создаются дополнительные возможности для обеспечения социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников, а также условия для успешной адаптации детей, выработки у них навыков самостоятельности.

Принятие законопроекта позволит исключить дискриминацию детей по признаку инвалидности, обеспечить реализацию права указанной категории детей на отдых и оздоровление на общих условиях с обычными детьми, а также будет способствовать исключению фактов отказа организаций детского отдыха в приеме детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем имеются некоторые замечания, которые необходимо учесть при принятии законопроекта.

В частности, предлагаемое понятие инклюзивного отдыха и оздоровления в целом отражает концепцию гарантий социальной адаптации, однако может быть дополнено указанием на необходимость принятия мер, направленных на предотвращение нарушения прав социально уязвимых категорий детей, что в целом соответствовало бы пояснительной записке к законопроекту.

Причем речь в данном случае может идти как о нарушениях, совершаемых организациями отдыха (отказы в приеме детей в организацию по надуманным основаниям, отсутствие квалифицированного персонала и т.д.), так и о других нарушениях:

— несоответствие федеральному законодательству действующих региональных и муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы реализации права детей-инвалидов, детей с ограничениями возможностей здоровья на отдых;

— отсутствие актуальной информации о количестве таких детей, что не позволяет получить представление о необходимых объемах финансирования мероприятий, проводимых организациями;

— ненадлежащая координация мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации указанных категорий детей, необеспечение их техническими средствами реабилитации.

Отмечено, что в статье 1 законопроекта содержится ссылка на реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, тогда как понятие такого реестра, механизм его подготовки и ведения в законопроекте не закреплены.

Положения законопроекта не раскрывают вопрос его действия во времени. Будет ли он распространяться на правоотношения, возникшие до введения его в действие.

В финансово-экономическом обосновании к законопроекту декларировано сохранение предусмотренного действующим законодательством механизма обеспечения минимальных потребностей детей-инвалидов, детей с ограничениями возможностей здоровья по беспрепятственному доступу к услугам и действующим объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, возложение обязанностей по оказанию этих услуг на собственников объектов и поставщиков услуг и отсутствие потребности в дополнительном субсидировании со стороны государства.

Однако, к числу проблем, связанных с развитием системы дополнительного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, относится то, что существующая сеть организаций не всегда отвечает потребностям данных категорий детей. Практически во всех субъектах Российской Федерации контрольно-надзорными органами выявляется недостаточное финансирование имеющихся организаций. Нередко игнорируются требования закона о создании специальных условий для социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Имеют место случаи проведения занятий в неприспособленных для этих целей помещениях. Наблюдается острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ. В этой связи высказано предположение, что к неизменности бюджетных показателей следует отнестись критически.

Общественники не согласны с тем, что оказание инвалидам помощи при получении услуг, предоставляемых всему населению, возлагается на собственников объектов и поставщиков услуг и не требует дополнительного субсидирования со стороны государства. Данное обстоятельство обусловлено действующим законодательством в сфере защиты прав потребителей, в соответствии с которым услуги должны предоставляться населению при наличии определенного набора условий.

Вместе с тем, следует учитывать, что «особенные» дети должны быть в одинаковых условиях на всех территориях регионов. Однако, существует проблема в том, что в одной территории возможность оборудовать имеющиеся оздоровительные лагеря доступной средой имеется, а в соседней территории средства для открытия хотя  бы одной   смены для отдыха отсутствуют, так как имеющаяся инфраструктура не соответствует современным требованиям.

Законопроектом закрепляется понятие инклюзивного отдыха детей-инвалидов, как обеспечения равного доступа к отдыху и оздоровлению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья совместно и наравне с детьми, не имеющими ограничений здоровья. Но в реальности дети-инвалиды  нуждаются в сопровождении. Не может инвалид без помощи родителей или специалиста в местах отдыха быть наравне с другими, а значит — нужны средства для сопровождения такой категории детей. Либо родители, либо сотрудники, принимающие гостя, должны иметь опыт или соответствующую квалификацию. Таким образом, нужен специально обученный персонал. Такое сопровождение влечёт оплату услуг. В этой связи,  без федеральной финансовой помощи участники экспертизы сочли невозможной  работу законопроекта.

Предложенная к обсуждению формулировка абзаца четвертого пункта 2 статьи 12.1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» —    «, а также ежегодное определение количества мест для инклюзивного отдыха детей и их оздоровления в размере не менее десяти процентов …», позволяет сделать вывод, что предлагается организовать инклюзивный отдых детей и их оздоровление за счет уменьшения общего количества мест в организациях отдыха детей и их оздоровления, не менее чем на десять процентов, что фактически приведет к ущемлению интересов детей.

Общественники считают, что в целях соблюдения баланса  между имеющимися гарантиями и гарантиями, планируемыми к предоставлению, целесообразно рассмотреть возможность создания дополнительных мест для инклюзивного отдыха детей и их оздоровления.

В заключении общественной экспертизы сделан вывод, что законопроект может быть принят, но с учётом внесенных предложений и замечаний.

Заключение направлено в Общественную палату Российской Федерации и  будет принято во внимание в ходе дальнейшей процедуры принятия законопроекта.

Яндекс.Метрика