Menu Close

12.07.2021

Скачок напряжения. Как возместить ущерб?

Комиссия по вопросам местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса совместно с экспертами АНО «Центр жилпросвещения Кузбасса» продолжает информировать жителей области о способах решения повседневных проблем в сфере жилищно- коммунального хозяйства.

В АНО «Центр жилпросвещения Кузбасса» обратился кемеровчанин за помощью в решении проблемы: из-за перепада напряжения в электросети у заявителя вышла из строя – «сгорела» бытовая техника: микроволновая печь, телевизор, музыкальный центр, цифровая приставка к телевизору. Факт перепада напряжения подтвержден выездом аварийной службы. Каким образом возместить понесенные убытки?

Ниже приведем примерный алгоритм действий в данной ситуации.

Во-первых, сам факт скачка напряжения обязательно должен быть зафиксирован в акте о перемене напряжения с указанием даты и точного времени. Поэтому важно сразу вызвать аварийную службу исполнителя услуги.

Важно!

Необходимо знать, какая организация является исполнителем услуги электроснабжения. Исполнителем может являться управляющая организация (договор управления), товарищество собственников недвижимости, жилищно-строительный кооператив либо ресурсоснабжающая организация (прямой договор).

Порядок подачи заявки в аварийно-диспетчерскую службу прописан в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации, и сведения о регламентных сроках и мероприятиях по исполнению заявки.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.

По окончании проверки составляется акт проверки.

Соответствующий акт должен быть составлен, как правило, аварийно-диспетчерской службой, представителем УК, ТСН, ЖСК и содержать указание на дату обследования, содержать информацию о произошедшем скачке напряжения, какой ущерб был причинен гражданину. В акте должны содержаться подписи лиц, участвующих в обследовании. Один экземпляр акта передается потребителю.

Возможно, что прибывшие на место работники аварийной службы, УК, ТСН, ЖСК не захотят писать в акте, что скачок напряжения привел к выходу из строя бытовой техники. В этом случае, они могут написать, что возможно из-за скачка напряжения сломалась техника. При твердом отказе писать что-либо про поломку техники, можно попросить пребывших специалистов отразить в акте, какие приборы и техника не работали на момент составления акта.

Во-вторых, нужно написать заявление в управляющую компанию и в ресурсоснабжающую организацию с запросом выдачи заключения о причинах перепада напряжения.

Если был сбой в подачи электроэнергии, то организация обязана выдать, подтверждающий документ об этом, поскольку на подстанциях специальное оборудование фиксирует скачки напряжения.

Кроме того, рекомендуем заручиться поддержкой соседей при необходимости присутствия в суде. Обратитесь к соседям и уточните, не пострадали ли у них электроприборы, включенные в сеть, из-за возможного скачка напряжения. Данное действие позволит убедиться, что скачок напряжения был и пострадала не только Ваша техника. Также можно составить акт с соседями о причиненном ущербе, указав дату и точное время, описав повреждения техники. По возможности не лишними будут фотографии и видеосъемка. Подписывать акт помимо соседей должен председатель совета МКД.

В-третьих, необходимо оценить убытки, причиненные Вашему имуществу.

Для этого необходимо определится со стоимостью, подлежащей возмещению. Документом, подтверждающим стоимость убытков, может быть заключение сервисного центра о том, что Ваша техника вышла из строя по причине «скачка» напряжения; в случае выполнения ремонта бытовой техники – чек об оплате ремонта. Если отремонтировать ее невозможно, то необходимо обратиться к услугам оценщиков. Они посчитают сумму ущерба исходя из стоимости «утраченной» техники с учетом износа. Стоимость услуг оценщика, ремонтной мастерской впоследствии включите в претензию, исковое заявление.

В-четвертых, обратитесь с письменной претензией к причинителю вреда о возмещении убытков, понесенных вследствие предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества. Срок удовлетворения претензии — 10 дней (ст. 22 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Если виновник не удовлетворил Ваши требования, то тогда вопрос решается в судебном порядке.

В-пятых, в случае отказа нужно обратиться в суд с исковым заявлением. Вы можете взыскать: убытки, неустойку, расходы на оценку, ремонт и юриста, компенсацию морального вреда, а еще на виновника будет наложен штраф за неудовлетворение требований потребителя в досудебном порядке.

Следует отметить, что в последних решениях такой категории дел Верховный суд четко обозначил поддержку пострадавших от перебоев в сети граждан.

Верховный суд указал: «Бремя доказывания того, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинен не в результате ненадлежащего исполнения энергоснабжающей организацией своих обязанностей по договору энергоснабжения, а вследствие иных причин возлагается на такую энергоснабжающую организацию» (постановление Пленума № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»). В статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации говорится, что ущерб, причиненный имуществу гражданина, возмещает лицо, причинившее вред. То есть требовать компенсацию за сгоревшие электроприборы от перепадов напряжения нужно от поставщика услуг.

Однако, несмотря на разъяснения Верховного суда сотрудники управляющих организаций, предоставляющих услугу по электроснабжению, возмещать убытки не торопятся: незаконно требуют экспертное заключение о том, что техника вышла из строя по причине «скачка напряжения», а также доказательства того, что бытовая техника принадлежит пострадавшей стороне.

Данная ситуация произошла с заявителем, обратившемся в общественную приемную АНО «Центр жилпросвещения Кузбасса», где ему была оказана помощь в составлении письменной претензии в адрес управляющей организации – ООО «Гарант+».

Если Вы оказались пострадавшей стороной из-за некачественной поставки электроэнергии, намерены бороться за свои права, связанные с возмещением Вам причиненного ущерба, но сомневаетесь в своих силах и хотите иметь надежного защитника Ваших прав, тогда Вы смело можете обратиться в АНО «Центр жилпросвещения Кузбасса».

Адрес общественной приемной:

г. Кемерово, ул. Кирова, д. 55, каб. 2, с 10 час. до 15 час. пн.-пт.

Телефон 8(3842) 36 89 80 (круглосуточно) Официальный сайт – www.cgp42.ru, Электронная почта e-mail.ru: [email protected]

Scroll Up
Яндекс.Метрика