Реализацию регионального компонента по экологии, географии и биологии в Кемеровской области обсудили участники круглого стола, прошедшего в Общественной палате региона.
В мероприятии приняли участие руководители структурных подразделений областной администрации, представители науки, педагоги образовательных учреждений и представители общественных организаций.
Открывая заседание, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Кемеровской области по охране здоровья, экологии и развитию спорта Андрей Куприянов рассказал, что в ноябре прошлого года Общественная палата Кемеровской области уже рассматривала вопрос о формировании регионального компонента по географии, экологии и биологии.
«В рамках прошедшего заседания участники круглого стола отметили, что для совершенствования педагогического процесса необходимо учитывать и расширять региональную составляющую в содержании образовательных программ по географии, биологии, экологии и рекомендовали Администрации Кемеровской области активизировать работу по разработке регионального компонента, используя имеющиеся разработки в региональных вузах и институтах повышения квалификации, а также создать межведомственную комиссию по этнокультурной и региональной экспертизе учебных изданий. Сегодня мы возвращаемся к этому вопросу, чтобы определить план первоочередных мероприятий, рассмотреть и возможно рекомендовать к реализации проекты региональных учебников по экологии, географии, биологии, а также обсудить вопрос о создании экспертной комиссии по утверждению учебных пособий», — подчеркнул Андрей Николаевич.
«Сейчас в системе образования имеется большое количество стандартов, которые обязательно нужно соблюдать. Региональный компонент можно реализовать только в вариативной части учебного плана, которую родителям необходимо дополнительно оплачивать, либо во внеурочной деятельности, для которой можно издавать какие угодно пособия и материалы. Создание учебника – очень длительный процесс, включающий в себя три вида экспертизы, в том числе общественную, и определенные контрольные сроки. Требований к учебникам сейчас очень много. В частности, обязательно должно иметься электронное приложение, поэтому лучше сосредоточить внимание все-таки на создании учебных пособий», — отметила заместитель начальника департамента образования и науки Кемеровской области Любовь Чванова.
«Самое сложное в создании пособия – подготовка иллюстраций. Сами биологи зачастую не могут сделать красивые профессиональные фотографии растений или животных. Поэтому необходимо привлекать художников-иллюстраторов, чью работу придется дополнительно оплачивать. Кроме того, само издание пособия стоит довольно дорого, нужна помощь департамента образования и науки», — выразил обеспокоенность член комиссии Общественной палаты Кемеровской области по охране здоровья, экологии и развитию спорта Николай Скалон.
Впрочем, как рассказала профессор Кузбасской государственной педагогической академии Инна Шимлина, уже создаются группы авторов для создания учебных пособий, но подготовлены они будут не раньше следующего года.Она также предложила создать Координационный Совет по формированию единой модели использования регионального компонента, привлечь к этой работе специалистов, а затем провести апробацию в ряде учебных заведений области.
Между тем председатель комитета областного парламента по вопросам образования, культуры и национальной политики Галина Соловьева обозначила другую проблему — проблему востребованности изучения регионального компонента. «Экологическому воспитанию необходимо уделять большое внимание с самого раннего возраста. Красная Книга Кузбасса должна стать настольной в каждой семье. Однако в связи с тем, что региональный компонент можно включить только в вариативную часть учебного плана, возможно, имеет смысл издавать пособия на заказ, и в том случае, если они востребованы. Думаю, для начала необходимо провести мониторинг востребованности учебных пособий, содержащих региональный компонент в муниципальных образованиях области», — подчеркнула парламентарий.
В ходе бурного и заинтересованного обсуждения участники сошлись во мнении, что нужно издавать не учебники, а заняться подготовкой системы учебных пособий. Кроме того, было высказано предложение упорядочить структуру школьных знаний, сформировать конкретный перечень того, что будет содержать региональный компонент, и лишь затем оформлять социальный заказ и технические задания для ученых.