Menu Close

09.04.2020

Общественная палата Кемеровской области – Кузбасса провела экспертизу проекта федерального закона № 922869-7 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

По мнению членов и экспертов региональной Общественной палаты, законопроект давно назрел для принятия и внедрения. Инициатива по установлению экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации целесообразна, обоснована и фактически готова к реализации. Такой режим определяется законодателем как временное адресное контролируемое установление экспериментального нормативного правового регулирования для применения цифровых инноваций или осуществляемой с их использованием деятельности в России.

Объектом экспериментального правового режима будет являться деятельность субъекта, связанная с созданием и (или) внедрением цифровых инноваций. Субъектом, в отношении которого может быть установлен такой режим, может стать юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, отраслевой или функциональный орган исполнительной власти, отраслевой или функциональный орган местной администрации, деятельность (действия) которых на основе использования цифровой инновации, в том числе в правоотношениях с неопределенным кругом лиц, осуществляется в рамках экспериментального правового режима. Главной целью введения экспериментального правового режима будет апробация цифровых инноваций для их ускоренного внедрения. Сокращение срока между разработкой и внедрением новой технологии позволит сократить издержки разработчиков, протестировать все бизнес-процессы, связанные с ее эксплуатацией. Возможность совершенствования по итогам реализации экспериментального режима общего регулирования позволит тиражировать апробированные новые решения

В целом к рассматриваемым экспериментальным направлениям разработки необходимо сделать дополнение о возможности разработки цифровых инноваций с использованием, в том числе, криптовалют, учитывая их повсеместное распространение и растущую ценность не только как валюты, но и как инструментов для регулирования общественных отношений.

Представляется сомнительной необходимость установления принципа «минимальности отступлений от общего регулирования», так как его реализация может свести к минимуму полезный эффект от устанавливаемого режима.

Предлагаемые меры в качестве исходных обоснованы и достаточны для более детальной реализации целей законопроекта, также необходима проработка соответствующих подзаконных актов.

Некоторые сомнения вызывает срок действия экспериментального регулирования. Согласно проекту Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах цифровых инноваций», экспериментальный режим может быть установлен на срок до трех лет (часть 1 статьи 11 законопроекта). Возможность применения такого режима в такой длительный период времени нахождения субъекта предпринимательской деятельности в «тепличных» условиях может негативно отразиться на его деятельности или привести к злоупотреблению им правами. Сокращение срока позволит своевременно отказываться от бесперспективных проектов.

Круг лиц, на который будет распространяться законопроект, можно расширить, считают в региональной Общественной палате. Статья 2 законопроекта указывает, что нормативное регулирование в области установления экспериментальных режимов осуществляется уполномоченными федеральными государственными органами и органами государственной власти субъекта РФ. При этом муниципалитеты лишены такой возможности, это не вполне справедливо. Муниципалитеты тоже нужно наделить подобными полномочиями. Таким образом, круг лиц не должен быть ограничен исчерпывающим перечнем.

По мнению членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса, правомочия субъектов Российской Федерации по установлению экспериментальных правовых режимов избыточны. Целесообразно предоставление таких полномочий субъектам РФ в исключительных случаях, в частности, только по вопросам, относящимся к ведению субъектов РФ, чтобы появилась возможность создания всех соответствующих ситуации условий для кластера, развивающего определённое «прорывное» направление. Такие полномочия, при их добросовестной реализации, могут способствовать увеличению экономического потенциала субъекта РФ, развитию новых отраслей экономики, не связанных с добычей и реализацией сырья, созданию новых рабочих мест. Право по решению вопросов совместного ведения необходимо оставить за Российской Федерацией, иначе есть риск вывода из общего режима регулирования чрезмерного количества общественных отношений.

Разработчики законопроекта указывают, что Правительство Российской Федерации устанавливает экспериментальный правовой режим на основании позиций трех сторон (ни одна из них не обладает правом вето при внесении предложения об установлении экспериментального правового режима), разногласия между которыми предлагается рассматривать координационному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Однако порядок разрешения разногласий, на взгляд членов и экспертов региональной Общественной палаты, требует более детальной проработки, так как в предлагаемом законопроекте присутствуют только самые исходные нормы о таком урегулировании.

Новации законопроекта приведут к созданию общего механизма установления экспериментальных правовых режимов и упорядочению общественных отношений в области внедрения цифровых инноваций. Особое внимание при введении экспериментального правового режима должно будет уделяться оценке его результативности и эффективности. Законопроект же никаких конкретных положений о том, как будет оцениваться эффективность специального регулирования, не содержит, предусматривая только, что порядок мониторинга и оценки результативности экспериментального режима предстоит определить Правительству РФ. Также не определен федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию экспериментов, что создаёт трудности как в управлении ими, так и в мониторинге их проведения и последующей оценке результатов.

В Общественной палате Кемеровской области – Кузбасса считают необходимым разграничить и дать четкое определение обозначениям различий между экспериментальным правовым режимом, правовым экспериментом и основаниями выбора того или иного механизма в определенных условиях.

По мнению членов и экспертов региональной Общественной палаты, некоторые нормы достаточно общие и требуют более детальной проработки, сам же законопроект имеет элементы коррупциогенности, но в рассматриваемом случае это является приемлемым риском и может быть устранено при реализации и тщательном надзоре за реализацией предлагаемых механизмов.

В целом представленный законопроект достаточен для регулирования правоотношений в обсуждаемой сфере по установлению экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации. Проект федерального закона № 922869-7 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» может быть принят с учетом изложенных недочётов.

Scroll Up
Яндекс.Метрика