Menu Close

09.02.2022

Дачный мусор – условия договора.

Ранее Центр жилищного просвещения Кузбасса рассматривал обращение председателя СНТ по вопросам, связанным с вывозом мусора с дачных участков, расположенных на территории, обслуживающей регоператором зоны «Юг» — ООО «ЭКО ТЕК» («Дачный мусор – по закону; «Дачный мусор — по закону. Продолжение следует…»).

Председатели садовых обществ — садоводческих некоммерческих товариществ (ТСН) столкнулись еще с одной проблемой при заключении договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) с региональным оператором.

Разберемся в чем суть проблемы и есть ли пути ее решения.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя договор на оказание услуг считается заключенным на условиях типового договора.

Рассмотрим положение типового договора, утвержденного постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156, в котором указан порядок осуществления учета объема и (или) массы ТКО (п. 15 Договора):

         «Стороны согласились  производить  учет  объема  и  (или)  массы твердых коммунальных отходов в соответствии  с  Правилами  коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных  отходов,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня  2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого  учета  объема  и  (или)  массытвердых коммунальных отходов» (далее – Правила № 505), следующим способом:

________________________________________________________________

 (расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых
 коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для
складирования твердых коммунальных отходов или исходя из
массы твердых коммунальных отходов — нужное указать)»

Несмотря на то, что типовым договором предусмотрены разные способы учета ТКО, регоператоры расчет размера платы за услугу по обращению с ТКО осуществляли исходя из нормативов накопления ТКО. Следует отметить, что в Кузбассе не был своевременно установлен норматив накопления ТКО для садоводческих товариществ. Только 05.08.2021 г. постановлением Региональной энергетической комиссией Кузбасса № 265 были внесены изменения в постановление РЭК от 27.04.2017 № 58, согласно которым установлен норматив накопления ТКО для юридических лиц — «Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества». Для расчета платы за ТКО для СНТ регоператором проводилась аналогия с проживанием человека в многоквартирном либо жилом доме, применялся утвержденный норматив накопления ТКО для указанной категории граждан (собственники помещений в МКД, жилых домов (домовладений), а также лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в МКД, жилым домом) – 2,073 м3 на одного проживающего человека в год.

Принятый регоператором способ учета объема ТКО по нормативу, предъявление к оплате сумм за не оказанные услуги вызвал естественное возмущение со стороны председателей и членов СНТ.

При заключении договоров на оказание услуг по обращению с ТКО председатели СНТ столкнулись с навязыванием невыгодных условий договора, уклонение/отказ от заключения дополнительных соглашений, внесения изменений в договор; отказ в изменении способа коммерческого учета  ТКО, необоснованное изменение периодичности вывоза ТКО.

Взаимоотношения между СНТ и регоператором следует рассматривать как взаимоотношения двух юридических лиц, а не физических лиц (членов ТСН). Порядок коммерческого учета объема и (или) массы — ТКО регламентирован Правилами № 505.

Пунктом 5 Правил № 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

— нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

— количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;

б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

Пунктом 6 Правил № 505 установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505.

Поскольку коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, и при этом действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрена обязанность регионального оператора и собственника ТКО производить учет объема и (или) массы ТКО только способом исходя из нормативов накопления ТКО, то региональный оператор и собственник ТКО вправе выбрать любой способ коммерческого учета подпункта «а» пункта 5 Правил № 505.

Из вышеизложенного следует, что ограничение по способу коммерческого учета ТКО, предусмотренное пунктом 8 Правил № 505, установлено только для ситуации, когда применяется система раздельного сбора ТКО.На территории Кузбасса отсутствует организованное раздельное накопление ТКО.

В случае отсутствия раздельного накопления ТКО на территории регионального оператора, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из фактического количества и объема контейнеров для накопления ТКО либо в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

В решении Верховного суда Российской Федерации от 17.02.2021 № АКПИ20-956 указано, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО позволяет собственнику ТКО осуществлять коммерческий учет ТКО в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчета. У членов СНТ есть право выбора. Нужно просто просчитать какой способ учета объема ТКО лучше применить.

В случае несогласия СНТ с предлагаемым региональным оператором способом коммерческого учета ТКО, собственник ТКО в соответствии с Правилами № 1156 вправе направить мотивированный отказ от подписания проекта договора и предложить изменения в проект договора в части порядка осуществления иного способа применения учета объема и (или) массы ТКО.

Следует отметить, что согласно ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ, договор может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями. С учетом сложившейся практики, в том числе проживания только в дачный сезон, выходные дни на территориях СНТ, в договоры с региональными операторами может включаться положение об оплате за фактически оказанные услуги.

Обращаем внимание на то, что  действия регионального оператора, выразившиеся в навязывании невыгодного для потребителя способа коммерческого учета ТКО, могут содержать в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства (п. 3 ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Отдельно необходимо указать на следующую проблему. В настоящее время, в отношении садоводческих обществ (юридических лиц) сложилась негативная судебная практика. Вопросы по взысканию задолженности с СНТ за услуги по обращению с ТКО, образовавшейся до заключения договора, т.е. в период действия типового договора, решаются в пользу регионального оператора.

Услуга по обращению с ТКО является коммунальной (ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), обязательна к оплате физическими и юридическими лицами. При этом для потребителей не требуется подписание договора. Первоначально договор заключается на условиях типового договора, единая федеральная форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

О наличии задолженности должники — садоводческие общества узнают только после обращения регионального оператора в суд. Фактически региональным оператором услуга по вывозу ТКО не оказывалась.  Поскольку типовым договором не предусмотрен такой документ, как акт оказанных услуг, потребителю не представляется возможным доказать факт наличия/отсутствия услуги по вывозу ТКО (в п. 16 Типового договора предусмотрен только акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору).

Центр направил предложение в Общественную палату Кузбасса для принятия мер в пределах своей компетенции о внесении в Форму
типового договора на оказание услуг по обращениюс ТКО, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, пункт об обязанности регионального оператора составлять акты оказанных услуг, направлять их ежемесячно в адрес потребителя с указанием наименования,
объема, стоимости оказанной услуги. Данная обязанность не позволит регоператору взимать плату за неоказанные услуги. Полученные
потребителями акты об оказанных услугах позволят предпринять меры по признанию/подписанию данных актов либо направить мотивированный отказ в приемке указанных в акте услуг.

Стоимость оказанных услуг по факту рассчитывается исходя из количества и объемов установленных контейнеров и утвержденному тарифу. На стоимость услуг влияет периодичность вывоза ТКО. Чем чаще вывозятся ТКО, тем выше размер платы за данную услугу.

Например, установлен контейнер объемом 1,1 м3, утвержденный тариф – 542,61 руб./м3, периодичность вывоза – 4 раза в неделю (в месяце – 4 недели). Размер платы в месяц составит 9 549,94 рублей (1,1 х 542,61 х 4 х 4 = 9 549,94).
А если периодичность вывоза один раз в неделю, то размер платы составит – 2387,48 рублей.

Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО, периодичность вывоза ТКО установлена в Приложении № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354):

«Обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз)».

В пункте 11 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, также указано, что «срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

+ 5 °C и выше — не более 1 суток;

+ 4 °C и ниже — не более 3 суток».

Ссылаясь на Правила № 354, СанПиН2.1.3684-21, регоператор в заключаемых с СНТ договорах настаивает на периодичности вывоза ТКО не менее 4 раз в неделю, при этом не учитывает выходные и праздничные дни, сезонность накопления ТКО (дачный сезон – 5-6 месяцев в году). Фактический объем ТКО в контейнерах значительно меньше, указанного в договоре. Контейнеры, установленные на площадках в СНТ, зачастую пустые либо частично заполненные. Нет необходимости вывоза ТКО 4 раза в неделю. Членов СНТ устраивает вариант вывоза ТКО по мере необходимости, то есть по заявке либо 1-2 раза в неделю. Регоператор – коммерсант и ему неважно, воздух или мусор он вывозит, потребитель за все заплатит.

Обратившийся за помощью в Центр председатель СНТ сообщил, что не может прийти к соглашению с регоператором по вопросу периодичности вывоза ТКО. Ранее с регоператором был заключен договор с периодичностью вывоза ТКО — один раз в неделю (четверг), исходя из норматива накопления ТКО.
В последствии регоператором в адрес СНТ было направлено дополнительное соглашение к договору, в котором указана иная периодичность вывоза ТКО – 4 раза в неделю (понедельник, среда, суббота, воскресенье), исходя из объема и количества контейнеров. На несогласие председателя СНТ об увеличении периодичности вывоза ТКО регоператор отвечает отказом в уменьшении периодичности, ссылаясь на требования Правил № 354, санитарных норм и правил.

Можно сделать вывод о том, что регоператор навязывает невыгодные для потребителя условия договора.

Получается, если оплачиваем по нормативу, то требования правил регоператор не берет во внимание, а если оплачиваем по факту, то требования, установленные в приложении № 1 Правил № 354, СанПиН 2.1.3684-21 являются обязательными для исполнения. При этом регоператор при заключении договора полностью игнорирует тот факт, что члены СНТ пользуются участками только в дачный сезон, выходные дни; в зимнее время участками никто не пользуется. И почему регоператор настаивает на периодичности – 4 раза в неделю, вместо предусмотренного Правилами №354, СанПиН 2.1.3684-21 – 7 раз в неделю (не реже одного раза в сутки)?

Кроме того, регоператор не учитывает тот факт, что члены СНТ, как физические лица, ежемесячно уже оплачивают услугу по обращению с ТКО по месту регистрации/проживания. В данном случае члены ТСН проживают на территории зоны «Юг», находящейся на обслуживании регоператора — ООО «ЭКО ТЕК», в этой же зоне имеют и садовые участки. Норматив накопления ТКО в Кузбассе принят из расчета на одного проживающего человека в год.

По вопросу распространения требований Правил № 354, СанПиН 2.1.3684-21 на взаимоотношения, сложившиеся между потребителем — СНТ и исполнителем – регоператором, осуществляющим деятельность по обращению с ТКО, можно поспорить.

В разделе 1 «Общие положения» Правил № 354 указано, что«настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг…».

«Исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

«Потребитель» — собственник помещения в МКД, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в МКД, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

«Домовладение» — жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).

«Нежилое помещение в многоквартирном доме» — помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения».

Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:

а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ст. 148(5) Правил № 354).

Несмотря на то, что в Правилах № 354 имеется ссылка на садоводческое товарищество, положения Правил № 354 — только для собственников/пользователей жилого дома. Вновь здесь ключевое слово «жилой дом».

В самом названии СанПин 2.1.3684-21 указано, что утверждены «санитарно-эпидемиологические требования к содержаниютерриторий городских и сельских поселений», «к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений».  Нежилые дома, земельные участки, находящиеся в СНТ, не относятся к жилым, производственным и общественным помещениям, в связи с чем и требования указанного СанПиН о сроках накопления ТКО не распространяются на СНТ.

Согласно ст. 16 ЖК РФ:

  1. К жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

  1. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Как правило, расположенные на садовых участках дома зарегистрированы в Росреесте как нежилые дома. У членов ТСН имеются на руках два свидетельства (выписки из ЕГРН) на право недвижимости: одно на нежилой дом, другое на земельный участок. Есть исключения, когда нежилые дома, расположенные в СНТ, собственники переводят в статус жилых домов. Но это, как говорится, другая история. В этом случае при оказании услуги по обращению с ТКО следует применять Правила № 354.

Основные различия между жилым и нежилым домом прописаны в Градостроительном кодексе Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ):«Объект индивидуального жилищного строительства — отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости» (п. 39 ГрК РФ).

Так же, в данном вопросе можно ориентироваться на Положение МДС 13-21.2007, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Вышеназванные положения дают общее представление о разнице жилого и нежилого строения.

 Характеристики индивидуального жилого дома:

  1. Постоянное проживание в жилом доме требует надежности здания. Конструкция должна отвечать стандартам ГрК РФ, СНиП (строительным нормам и правилам).
  2. Оформленное право собственности на дом и землю.
  3. Жилой дом – это отдельно стоящее здание (не пристрой), единый жилой комплекс, т.е. отсутствие квартир в частном доме.
  4. Устойчивость конструкции, надежность стен, крыши и фундамента – капитальность строения.
  5. Наличие до 3-х этажей (не считая подземных), общая высота– до 20 метров.
  6. Подвод коммуникаций для жизнеобеспечения: вода, газ, свет, отопление, канализация и т.д.
  7. Поддержание тепла в жилом доме – не ниже 18 градусов по Цельсию.
  8. Относительная влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов.
  9. Общая безопасность для проживающих граждан.

Садовый дом в СНТ не может похвастаться такими характеристиками. Обычно строение рассчитано на сезонный период – конец весны, лето, первые месяцы осени.

Кстати, проблема заключения договоров на оказание услуги по обращению с ТКО существует только в отношении с регоператоромзоны «Юг» — ООО «ЭКО ТЕК».  На сайте регоператора зоны «Север» указано:

«Способ определения объема оказания услуг по договору организация выбирает самостоятельно, согласно Постановлению Правительства от 03.06.2016г. № 505 «Об утверждении правил коммерческого учета ТКО»:
— по факту —исходя из объема контейнера и желаемой периодичности вывоза;
— по нормативу  — исходя из нормативов накопления ТКО».

На основании вышеизложенного, делаем вывод о том, что сложившиеся между двумя юридическими лицами (СНТ и регоператор) правоотношения регулируются действующим законодательством (Закон № 89-ФЗ, Правила №№ 1156, 505), Гражданским кодексом РФ и должны быть согласованы каждой из сторон в договоре. 

В вопросах заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО должно быть принято разумное решение: условия договора должны удовлетворять требованиям обеих сторон, при этом необходимо учесть соблюдение безопасности для здоровья человека.

 Даем совет председателям СНТ:

Настойчиво договариваться с регоператором о способе определения объема ТКО, периодичности вывоза ТКО при выборе  способа определения объема по факту, ми в случае необходимости обращаться за защитой своих прав в органы надзора, суд.

Коротко о главном!

  1. Садоводческие товарищества обязаны заключать договоры с регоператором на вывоз ТКО. Норматив для садоводов с 05.08.2021 в Кузбассе составляет 2,36 м3 в год с одного члена товарищества.

2. В договоре на оказание услуги по обращению с ТКО нужно указать выбранный способ учета ТКО (по нормативу либо по факту).

3. При заключении договора обязательно установить периодичность вывоза ТКО (при учете объема по факту).

4. В договоре на оказание услуги по обращению с ТКО можно указать, как именно будет начисляться плата: пропорционально в течение года или же она будет делиться на количество «садово-огородных» месяцев (если объем определяется по нормативу).

5. В договоре можно предусмотреть приостановку/возобновление оказания услуги по обращению с ТКО на определенный период (в зимние/дачные месяцы) по заявлению потребителя.

Яндекс.Метрика