В Общественной палате Кемеровской области — Кузбасса прошел процедуру общественной экспертизы проект федерального закона № 715782-8 «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который получил как положительные отзывы, так и конкретные замечания и предложения.
Одни члены Общественной палаты Кузбасса считают необходимым поддержать законопроект в части расширения мер государственной поддержки волонтеров, деятельность которых зачастую связана с риском и самопожертвование. В этой связи налоговые льготы, с учетом расширения перечня доходов, освобождаемых от налогообложения НДФЛ, предлагаемого законопроектом, позволят компенсировать часть затрат, с которыми сопряжена деятельность волонтера.
Другие члены и эксперты Общественной палаты, проводя анализ документов отметили, что поскольку ранее Федеральный закон от 27.11.2023 № 558-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уже расширил перечень прав добровольцев (волонтеров), определенный статьей 17.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», то представленный законопроект концептуально не нуждается в корректировке.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 21 статьи 217 части второй Налогового кодекса РФ доходом физических лиц, полученным в результате возмещения расходов, понесенных «на оплату медицинских услуг, необходимых для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности». Между тем, п.п. 3 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» содержит иное правило оплаты расходов на оказание медицинских услуг, в том случае «..если получение медицинских услуг необходимо в соответствии с требованиями к состоянию здоровья добровольца (волонтера) при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности…».
Таким образом, нормы Закона № 135-ФЗ предусматривают право на оплату медицинских услуг, потребность в которых возникла при осуществлении волонтером своей специальной деятельности. В отличие от этого правила, нормы законопроекта предполагают осуществлять оплату (зачет) медицинских услуг, которые могут быть оказаны до фактического осуществления субъектом волонтерской деятельности. Подпункт 3 пункта 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, в том числе, содержит ссылку на заключенный с волонтером договор, как основание для начала правоотношения и приобретения волонтером своего статуса. Тогда толкование и применение предложенных законопроектом изменений, может привести к тому, что любое лицо, до осуществления им волонтерских функций будет обращаться к возмещению понесенных им затрат на медицинские услуги, обосновывая свое право намерением осуществлять волонтерство, например:
если физическое лицо заболело до начала осуществления своей волонтерской деятельности, до заключения договора на волонтерство;
если гражданин болел, но скрыл это при получении статуса волонтера, заранее зная, что имеющееся у него заболевание не позволит ему осуществлять функции волонтера.
Исходя из предложенной формулировки законопроекта о включении дохода физических лиц, полученного в результате возмещения расходов, понесенных на оплату медицинских услуг, необходимых для осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, нельзя однозначно установить необходимость наличия статуса волонтера и действующего договора на волонтерство лицу, обратившемуся за возмещением расходов на медицинские услуги.
Все вышеуказанное по мнению большинства членов региональной палаты свидетельствует о необходимости доработки формулировок представленного проекта федерального закона во избежание неблагоприятных последствий от последующего применения норм.