Menu Close

03.02.2011

        Состоянию и перспективам развития школьных музеев в регионе было посвящено заседание круглого стола Общественной палаты Кемеровской области, инициированного комиссией по культуре и духовно-нравственному воспитанию и прошедшего в музее-заповеднике «Красная горка».
         В обсуждении вопроса приняли участие депутаты, представители администрации Кемеровской области, муниципальных образований, учреждений культуры, директора школьных музеев. 
         Открывая заседание, председатель комиссии Общественной палаты по культуре и духовно-нравственному воспитанию Александр Коновалов отметил важную роль школьных музеев в патриотическом воспитании подрастающего поколения. «Неоспорим тот факт, что через знакомство с историей своей малой родины школьники формируют свои первые мировоззренческие установки – о героизме, труде, семейных ценностях, уважении к старшим. Бесспорно, само существование школьного музея, либо его отсутствие, не может рассматриваться как решающий фактор в патриотическом воспитании. Но в совокупности с другими обстоятельствами деятельность музеев имеет очевидное влияние. Именно поэтому так важно в настоящее время поддерживать и развивать музейное движение в образовательных учреждениях», — подчеркнул Александр Борисович.
           В настоящее время в области насчитывается около 410 музеев образовательных учреждений, 22 музейных уголка, 28 музейных комнат. С 2008 г. на уровне области появились нормативные документы, регламентирующие деятельность музеев — типовое положение о музее образовательного учреждения и положение о паспортизации музеев образовательных учреждений.
            Однако, по его мнению, в деятельности школьных музеев все же есть существенные проблемы. Многие ценные экспонаты хранятся в ненадлежащих условиях (как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения температурно-влажностного режима). «Особый вопрос по государственным наградам, нередко изготовленных и драгоценных металлов. В положениях о музеях образовательных учреждений записано: хранение предметов из драгоценных металлов осуществляется в соответствии с действующим законодательством. То есть к ним предъявляются повышенные требования – как минимум, наличие в музее охранной сигнализации и хранение в сейфе. Но сколько у нас таких музеев? Ответ руководителей «У нас еще ничего никогда не пропадало» не может служить здесь оправданием», — отметил председатель комиссии.
            Заместитель начальника департамента образования и науки Кемеровской области Ольга Лысых согласилась, что есть проблемы, затрудняющие создание и развитие музеев образовательных учреждений области. По ее словам, одной из главных является кадровая проблема, в частности, пенсионный возраст руководителей музеев. «Представителей старшего поколения отличает активная гражданская позиция, работа их основана на энтузиазме и их в большей степени (особенно в сельских музеях) волнует не материальное вознаграждение, а — в чьи руки попадут бесценные материалы, собранные не одним поколением школьников, будут ли эти материалы востребованы в дальнейшем. Таким образом, встает вопрос сохранности фондов после них», — сказала Ольга Борисовна.
Участники заседания пришли к выводу, что особую актуальность в вопросе сохранности фондов приобретает необходимость создания каталогов музеев в электронном виде. Ещё один вопрос, требующий внимания – слабое материальное стимулирование руководителей музеев образовательных учреждений, что не способствует привлечению в эту сферу квалифицированных педагогов. Лишь в некоторых территориях для руководителей музеев выделены ставки. В областном центре данный вопрос решается путем аутсорсинга (в школьных музеях работают педагоги дополнительного образования).
            Опытом по организации работы школьных музеев поделилась заместитель начальника управления образования администрации г. Кемерово Елена Черданцева. Она рассказала о том, что в школьных музеях г. Кемерово удается обновлять материально-техническую базу за счет привлечения спонсорских средств, городской администрацией проводятся конкурсы на самый лучший школьный музей, оказывается грантовая поддержка. Как результат, за пять лет удалось отремонтировать свыше пятидесяти школьных музеев, около половины всех школьных музеев города оснащены компьютерами и оргтехникой.
            Оказывать грантовую поддержку школьным музеям и организовывать конкурсы в других муниципалитетах призвал и Герой Кузбасса, член Общественной палаты Кемеровской области 1-го и 2-го составов, директор Кемеровского областного общественного фонда «Шахтерская память имени В.П. Романова» Михаил Найдов. Он также рассказал об участии общественных организаций в развитии музеев. «Такой опыт был в 2007 году, когда нами совместно с администрацией области был проведен конкурс музеев, по итогам которого победители (10 музеев) получили гранты в размере по 30 тыс. руб. Кроме того, по итогам был опубликован сборник «Хранители шахтерской памяти и славы».
             «Поддержка школьным музеям, безусловно, необходима, особенно в части решения тех проблем, о которых сегодня шла речь. Очень часто в музеях общеобразовательных учреждений хранятся редкие экспонаты, которым бы могли позавидовать областные и государственные музеи. В таких музеях должны быть созданы условия для хранения этих редких экспонатов», — выразила мнение Наталья Шелепова, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Кемеровской области по культуре и духовно-нравственному воспитанию, директор музея-заповедника «Красная горка».
              По итогам обсуждения, собравшиеся отметили, что обозначенные выше проблемы нуждаются в правовом решении. «Представляется, что деятельность музеев в образовательных учреждениях – важная область общественных отношений, которая требует принятия Закона Кемеровской области «О музеях и музейной деятельности в образовательных учреждениях Кемеровской области» и соответствующего федерального закона. Данный документ позволил бы регламентировать не только порядок создания и управления данными учреждениями, их паспортизацию, но и ответственность за утрату и повреждение музейных коллекций, порядок передачи в государственные и муниципальные учреждения культуры экспонатов в случае ликвидации музея или образовательного учреждения», — подытожил Александр Коновалов.
 
 
  
Яндекс.Метрика