Menu Close

03.11.2020

Проект документа заслуживает положительной оценки.

 

Члены  региональной Общественной палаты провели экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 13 и 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части информирования органов внутренних дел о пациентах, личность которых не установлена).

Изучив законопроект, эксперты пришли мнению, что проект документа заслуживает положительной оценки. Его необходимо одобрить и рекомендовать к принятию, так как реализация проектируемых положений, приведет к достижению заявленных целей.

Вместе с тем, при проведении общественной экспертизы члены Общественной палаты Кемеровской области  выделили несколько позиций, по которым проект необходимо доработать.

В проекте документа предусматриваются изменения, направленные на совершенствования механизмов информирования органов внутренних дел с целью своевременного установления местонахождения разыскиваемых лиц, в частности путём возложения обязанности на медицинские организации по предоставлению сведений о поступлении конкретных категорий пациентов, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить данные о своей личности, а также в случае смерти пациента, личность которого не установлена.

Главной целью законопроекта является возложение на учреждения здравоохранения дополнительной обязанности по информированию МВД. Однако, по мнению членов Общественной палаты, ответственность за невыполнение возложенных обязанностей ни федеральный закон в действующей редакции, ни законопроект не содержат. С точки зрения рецензентов авторам законопроекта следует обратить внимание на некоторые позиции, нуждающиеся в доработке.

Так, в главе 13 статьи 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ответственность медицинских организаций предусмотрена исключительно за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Иная ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья данным федеральным законом не предусмотрена. По мнению экспертов, в данной ситуации видится необходимым предусмотреть указание на административную ответственность за невыполнение вышеперечисленных обязанностей. 

Также в ходе экспертизы было отмечено, что статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу),  орган (должностному лицу), осуществляющему государственный контроль (надзор) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде», носит общий характер и не относится к определённому предмету правовых отношений. Однако после внесения соответствующих изменений нормы статьи могут быть применены к случаям, которые призван урегулировать рассматриваемый законопроект.

Исходя из этого, эксперты посчитали необходимым дополнить законопроект   обязанностью субъектов права (медицинских организаций) представлять определённую информацию в правоохранительные органы, а также указанием за неисполнение возложенных обязанностей на административную ответственность, предусмотренную КРФобАП.

Вопрос взаимодействия медицинских организаций и ОВД урегулирован Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. № 565н «Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинён в результате противоправных действий», которым на медицинские организации возложена исключительно обязанность информировать органы внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинён в результате противоправных действий.

Как следует из пояснительной записки, а также из практики работы медицинских учреждений, существует проблема розыска и установления обстоятельств безвестного исчезновения лиц, находящихся в медицинской организации, кроме тех, которым вред их здоровью причинён в результате противоправных действий. Для других случаев, которые упомянуты в законопроекте, сведения о пациентах составляют врачебную тайну. Их длительное нахождение в медицинском учреждении отрицательно сказывается на работе последних по всем направлениям оказания медицинской помощи населению (организация, финансирование, использование кадров и др.).

Общественная палата Кемеровской области – Кузбасса считает необходимым дополнить указанный порядок информирования обязанностью «информировать органы внутренних дел о поступлении пациента, который по состоянию здоровья, возрасту или иными причинам не может сообщить данные о своей личности, а также в случае смерти пациента, личность которого не установлена».

Свои замечания и предложения Общественная палата Кемеровской области – Кузбасса направила в адрес Общественной палаты России для дальнейшего рассмотрения проекта федерального закона.

Яндекс.Метрика