Проблемы и пути развития машиностроительного комплекса Кузбасса обсудили участники круглого стола Общественной палаты Кемеровской области, прошедшего на территории Кузбасской вагоностроительной компании.
В обсуждении приняли участие представители органов власти, руководители машиностроительных предприятий, представители науки, общественности, средств массовой информации.
Как отметил заместитель секретаря Общественной палаты Кемеровской области Олег Литвин, открывая заседание, Общественная палата Кемеровской области два года назад уже рассматривала данный вопрос, но сегодня решила вернуться к нему, подвести итоги выполнения рекомендаций участников круглого стола 2011 года.
«Мы все понимаем, что машиностроение – это чрезвычайно важная отрасль, основной источник инновационного развития. Сегодня, несмотря на кризисную ситуацию в экономике, машиностроение сохраняет позиции лидера промышленного роста в Кузбассе. Это в основном достигается за счет нового для Кузбасса направления в машиностроении – транспортного крупнотоннажного машиностроения (вагоны, полувагоны, сборка автобусов, грузового автотранспорта). В этом направлении работают такие предприятия, как ООО «Кузбассавто» (г. Ленинск-Кузнецкий), ООО Кузбасское вагоноремонтное предприятие «Новотранс» (г. Прокопьевск), а также открывшаяся в феврале в Новокузнецке вагоноремонтная компания.
В то же время в 2012 году машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме импорта составили около 75 %. Объем поставок увеличился в 2,6 раза по сравнению с 2011 годом. Доля импорта в объеме закупок горношахтного оборудования в Кузбассе оценивается в 70-80 %, и переломить данную ситуацию пока не удается», — подчеркнул заместитель секретаря Общественной палаты.
Он также отметил, что члены Общественной палаты часто встречаются с трудовыми коллективами, участвуют в работе коллегий администрации области, депутатских слушаниях и сессиях Совета народных депутатов Кемеровской области, активно занимаются законотворческой деятельностью.
«Общественная палата обращается к руководству региона, Сибирского федерального округа, России с предложениями по решению конкретных проблем в различных сферах жизни населения Кузбасса. Надеемся, что обсуждение, оценка состояния проблем и перспектив развития кузбасского машиностроения позволят еще раз обозначить болевые точки, выработать конкретные предложения и совместно найти пути решения сложных задач развития машиностроения. Тем более что накопленный нашей Общественной палатой опыт показывает, что только консолидация усилий власти, промышленного менеджмента, творческих и профессиональных союзов, общественных формирований и гражданского общества может способствовать осуществлению инновационного развития и переходу от рыночной экономики к высоким технологиям и интеллектуальным ресурсам», — сказал Олег Литвин.
Одним из первых свои предложения высказал председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской области по науке и инновациям Александр Копытов. «Сохранение конкурентоспособности невозможно без разработки и внедрения новых технологий. В 2010 году создана Ассоциация машиностроителей Кузбасса, в которую входит более 30 предприятий. В рамках ассоциации создан и действует Совет по техническому содействию. Эти структуры непременно должны разработать стратегию развития предприятий машиностроения, руководствуясь программой развития угольной отрасли», — отметил председатель комиссии ОП.
По мнению начальника департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области Сергея Карпунькина нарастить объемы производства в сфере машиностроения мешают проблемы на внутреннем рынке. «Иностранная продукция более привлекательна своей ценой. В Европе низкие проценты по кредитам для предприятий, поэтому иностранные компании могут предложить более выгодные условия. Проблема должна решаться на высоком государственном уровне, нужна поддержка Министерства промышленности и торговли», — подчеркнул Сергей Викторович.
С этим мнением согласился член комиссии Общественной палаты Кемеровской области по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Альберт Колесников. «Необходимо длительное кредитование под низкие проценты. Ограничить ввоз иностранной продукции невозможно, значит необходимо поднимать машиностроение на тот уровень, когда оно сможет конкурировать с западной продукцией», — отметил член региональной ОП.
На заседании много говорилась о проблемах отрасли машиностроения, в частности о нехватке профессиональных кадров (специалистов токарного, слесарного и фрезерного направления), об устаревшем оборудовании на производстве и необходимости его обновления и т.д.
Руководство Кузбасской вагоностроительной компании считает, что залог хорошего будущего предприятия — преемственность поколений. Чтобы в компанию приходила молодежь, предприятие заключило договоры с КузТАГИСом, кемеровским лицеем № 1, планируется сотрудничество с КузГТУ.
Председатель комитета по вопросам предпринимательства, инноваций и имущественных отношений Совета народных депутатов Кемеровской области Елена Козлова отметила, что если мы хотим развить машиностроение, химию, переработку, энергетику и всю промышленность — специальность инженера необходимо поднять на самый высокий уровень, ведь инженеры это неотъемлемая часть и одна из главных составляющих на производстве.
Все предложения, прозвучавшие в ходе круглого стола, станут основой при подготовке рекомендаций Общественной палаты Кемеровской области в органы власти различных уровней.
По окончанию круглого стола, состоялась экскурсия по территории Кузбасской вагоностроительной компании. На предприятии для молодежи созданы все условия хорошего карьерного роста, продуманы бытовые условия: есть столовая, поликлиника, спортзал и фитнес-зал, недавно заработали новые душевые, проводится реконструкция цехов, модернизация производства. Иными словами, есть все, чтобы быть уверенным не только в сегодняшнем дне, но и в будущем.