Вопрос о внедрении инновационных технологий с целью диверсификации и подъема экономики Кузбасса в условиях социальной нестабильности обсудили сегодня участники слушаний в Общественной палате Кемеровской области, организованных по инициативе комиссии по образованию, науке и инновационной деятельности.
Мероприятие прошло с участием представителей исполнительной и законодательной власти области, Кузбасского технопарка, промышленных предприятий и научного сообщества. В обсуждении вопроса также приняли участие гости из Москвы и Новосибирска.
О законодательном обеспечении инновационной деятельности и инновационной политике в Кузбассе рассказали представители законодательной и исполнительной власти региона.
По информации председателя Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательской деятельности СНД Кемеровской области Марины Шавгулидзе, на региональном уровне немало сделано по поддержке инновационной деятельности предприятий. В Кузбассе на сегодняшний день реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Кемеровской области» на 2008 — 2011 годы», действуют порядка 10 законов, направленных на содействие инновационному развитию экономики, 4 из которых приняты областным депутатским корпусом только за последние полгода. «Особо хотелось бы обратить ваше внимание на такие, можно сказать, основополагающие законы, как принятый в ноябре 2008 года Закон Кемеровской области от 26.11.2008 № 102-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области», определивший основные меры господдержки инновационной деятельности и порядок ее предоставления, а также Закон Кемеровской области от 02.07.2008 № 55-ОЗ «О технопарках в Кемеровской области», который определил основные условия и формы поддержки технопарков», — подчеркнула Марина Шавгулидзе.
Она также отметила, что в апреле этого года в Москве с участием Председателя Правительства РФ Владимира Путина состоялось расширенное заседание Правления ТПП РФ на тему создания и поддержки инновационных точек роста в экономике России как ключевом направлении антикризисных действий власти и бизнеса. В частности, там прозвучало, что проблем в переводе экономики страны на «инновационные рельсы» немало и преодолеваются они нелегко – виной тому определенная структура экономики, которая сложилась в Росси за предыдущие десятилетия. А значит, необходимо сообща – власть, бизнес, общество – вырабатывать конкретные предложения по решению проблем.
Заместитель начальника Управления инвестиционной политики Администрации Кемеровской области Сергей Наседкин рассказал, что в Кузбассе при Губернаторе существует Совет по инвестиционной и инновационной деятельности, разработана программа мероприятий по инвестиционной деятельности до 2011 года, которая направлена на стимулирование инвестиционных мероприятий и поддержку ученых. Администрация Кемеровской области активно сотрудничает с отделением Российской Академии Наук для решения различных вопросов: переработка угля, машиностроение, производство бытовой химии, экологические проблемы. Ежегодно выделяются средства на реализацию проектов и подготовку предпроектной документации. Однако серьезной проблемой для развития инновационной деятельности в Кузбассе он назвал проблему финансирования. Инновационная деятельность финансируется, в основном, из областного бюджета, и средств на нее выделяется недостаточно, поэтому необходимо содействие общественности и бизнеса в этом вопросе.
Тему продолжил заместитель председателя комиссии Общественной палаты Кемеровской области по образованию, науке и инновационной деятельности, заместитель генерального директора ОАО «Кузбасский технопарк» Юрий Прошунин. Он отметил, что в последние годы в Кемеровской области активизируется диалог между областными и муниципальными структурами, наукой и бизнесом по вопросу диверсификации и подъёма экономики Кузбасса. Однако, в силу природных ресурсов и географического положения, традиционной ориентации на уголь и металл, удалённости от крупнейших мировых научных центров, потенциал инновационной экономики в Кузбассе ограничен. В сложившейся не простой экономической ситуации имеет смысл обратиться к новым идеям, которые способны вывести новые производства в Кузбассе и продукцию на мировой уровень.
В этом отношении он предложил обратить внимание на экологические проблемы, в том числе на отходы действующих промышленных предприятий. «Опыт развитых стран по утилизации отходов убеждает, что многочисленные отвалы из объектов, ухудшающих экологию и отягощающих экономику могут и должны стать объектами, способствующими её процветанию», — отметил Юрий Евгеньевич.
Его поддержал председатель Кемеровского научного центра СО РАН, академик Алексей Конторович. «В основе инновационного пути развития должна, прежде всего, быть идея рационального, эффективного, грамотного и научно обоснованного использования ресурсов», — подчеркнул он.
Однако в Кемеровской области имеются многочисленные факторы, которые препятствуют созданию и развитию отрасли, связанной с переработкой отходов. В их числе «мягкое» законодательство, низкие платежи и штрафы за содержание отвалов и отстойников, и, как следствие, отсутствие экономической заинтересованности предприятий, производящих отходы в создании технологической цепочки по их переработке или продаже другим предприятиям. «В то время как инновационные технологии в переработке отходов — это резерв, который при относительно небольших финансовых вливаниях и административно-законодательных усилиях, может создать тысячи высокооплачиваемых рабочих мест, значительно пополнить областной бюджет, снять остроту социальной нестабильности и угрозу экологии региона», — подчеркнул Юрий Прошунин.
В ходе слушаний общественники рассмотрели проекты, способные стать «локомотивными» в развитии экономики Кузбасса, в том числе проекты по переработке отходов промышленных предприятий. Авторами проектов были высказаны интересные конструктивные предложения, направленные на положительные изменения в инновационной сфере.
По итогам общественных слушаний было принято решение создать рабочую группу по выработке рекомендаций в органы исполнительной и законодательной власти регионального и федерального уровней, а также Общественную палату РФ на основе предложений, высказанных участниками слушаний.